Данные о продажах алкоголя — тонкая материя. Но есть люди, которые профессионально считают выпитое (агентство «Цифра») и профессионально анализируют, как, например, ТГ-канал «Рейтинг. Все о крепких напитках». В последнем мы и почерпнули бесценную информацию об алкогольных пристрастиях россиян в 2023 году. Точнее, за его первые 10 месяцев. Данные приводим в тысячах декалитров (напомним, декалитр равен 10 литрам).
Первая цифра — объем продаж в 2022 году, вторая — в 2023-м, проценты в конце строки — прирост или убыль по каждой позиции.
Как видите, вопреки нашей прошлой публикации с данными из официальных источников, у «Цифры» по водке картина иная — прирост. Хотя и небольшой, колебание в пределах 1-3% для этой категории норма.
Поясним, что следующая категория — «бренди», включает в себя все то, что у нас привычно называют словом «коньяк». И тут прирост на 10,9% — солидный показатель.
Может показаться удивительным, что наш человек стал пить больше виски — аж на 18%. Но тут все просто: отечественные производители наладили разлив виски из импортного сырья, причем недорогого, с преобладанием зернового спирта, то есть ректификата. Разумеется, выдержанные дистилляты там тоже присутствуют, но их немного. Зато и цена невысокая. Отсюда и прирост.
Лидер по приросту — джин: плюс 27,9%. И тут опять постарались отечественные производители. Новых сортов отечественного джина появилось множество, причем есть достойные варианты. Правда, в сравнении с водкой спрос на него на порядок меньше.
Приличный рост продаж виноградной водки, которая на самом деле не водка, а дистиллят (22,6%), и граппы, которая на самом деле такая же виноградная водка (27,3%), — хороший знак. Если этот напиток сделан правильно, он и опьянение дает принципиально иное, чем водка, и последствий от него меньше. Да мы и сами их настоятельно рекомендовали в материале «Чем заменить водку, чтобы было вкусно и недорого». То же самое можно сказать и о плодовой водке (57,8%), хотя от нее бывает непростое похмелье, и о кальвадосе (30%). Однако даже вместе все эти категории напитков пока на два порядка уступают по объему продаж водке.
И, кстати, спрос на зерновой дистиллят — традиционное русское хлебное вино — упал на 33,3%. Но тут вопрос еще и в том, что было сначала — падение производства или обвал спроса, потому что найти в продаже зерновой дистиллят в 2023 году было непросто.
Ну и, наконец, главная загадка статистики: за счет чего в России выросло потребление саке на 31,7%? Ждем ваших версий в комментариях!