От редакции. Александр Ус — сооснователь и креативный директор студии Sila Sveta, которая уже успела поработать с артистами от Nautilus Pompilius до The Weeknd, организовать церемонию закрытия чемпионата мира по футболу-2022, поучаствовать в презентации нового смартфона Samsung. По всему миру зрители знают и видят, что Svet — это Sila. Ус и его команда создают шоу, которые странно описывать словами, потому что надо смотреть.
Как договариваться с китайцами, обаять арабов, впечатлить американцев и никогда не забыть про русских — об этом сегодняшний монолог.
Этот материал —
Меня до сих пор приводит в восторг, если кто-то из звезд подписывается на нас в соцсетях. Или когда известный продюсер вдруг пишет в директ сообщение с предложением сотрудничать. Это же реально так и происходит — просто в один момент тебе может прилететь пуш с предложением поработать. И ты сидишь, схватившись за голову.
Кейсы вроде концерта для артистов масштаба The Weeknd достаточно мощно прокачивают портфолио, чтобы о тебе помнили еще год-два. Это совсем другой масштаб на фоне того же концерта Бутусова в 2021 году в питерском ДК, где людям запрещали вставать во время исполнения песен. Но лично для меня работа с Бутусовым на уровне эмоций, наверное, больше важна, чем с тем же Drake: мои родители большие поклонники группы Nautilus Pompilius, я все детство слушал их песни.
Многое в работе со звездами зависит от самого артиста и его подхода к формированию команды. К кому-то ты даже не приблизишься — будут бесконечные прослойки из менеджеров для общения, а некоторые артисты, наоборот, очень хотят вникать в подробности. Очень многое решает личный контакт и одинаковый взгляд на результат. Например, у меня с Ильей Лагутенко сложились отличные отношения, когда мы делали для «Мумий Тролля» шоу к концертам «Морская. 20 лет». Мы с ним сошлись, вместе разгоняли идеи. Это было круто. С The Weeknd работать тоже довольно легко. Drake посложнее.
Просто важно помнить, что для них ты в первую очередь обслуживающий персонал. Вот есть Эс Девлин, она работала с огромным количеством мировых звезд, сотрудничала с самыми великими театрами оперы и балета по всему миру. Для зарубежных артистов листа А она фигура схожего с ними масштаба, они часто работают с ней напрямую. Мы до такого, конечно, еще не доросли и только превращаемся в серьезную коммерческую команду из банды художников.
Сейчас крайне финансово ориентированная молодежь. Часто наблюдаю, как приходит интерн и уже через неделю начинает говорить про деньги. В принципе, почему нет — понимаю, но я шел по другому пути. Также считаю в значительной степени разговоры о выгорании, простите, но соплежуйством. Если ты хочешь чего-то добиться в этой жизни, ты должен гореть по полной. Должен каждой косточкой вложиться в проект. Тогда он реально будет стрелять.
Мой рабочий день даже сейчас бесконечный, особенно если я в Дубае. В 10.00 по Москве начинается поток задач, в 17 часов просыпаются коллеги из США — все это может закончиться очень поздно. Как-то теща приезжала к нам в гости на несколько дней и думала, что я ее игнорирую: — я просто не выходил из комнаты. Жена смеялась: «Добро пожаловать в мою реальность». Я могу поработать стоя, могу поработать сидя, могу лежа. И так по кругу.
Последние года два мы проходим ускоренный курс того, как правильно делать бизнес, потому что в какой-то момент ситуация начала выходить из-под контроля. Представьте, у тебя есть офис в Америке, офис в Дубае, офис на Кипре, офис в России — это все финансовые потоки, голова бы просто лопнула. Слава богу, в команде появились нужные люди, которые нам сильно помогли. Но это все самостоятельные рынки, работа на которых строится по-разному.
Ближний Восток
Мы смогли довольно неплохо закрепиться в Катаре не только из-за чемпионата мира по футболу. Им глобально нравится, как мы работаем. Как ни странно, но с арабами у нас менталитет во многом совпадает, в отличие от европейцев с ними. Катарцы сами в этом признаются. Мы не льем воду, а сразу переходим к конкретике. Не выставляем за каждое новое действие счет, не дергаемся, когда все решения принимаются долго, меняется мнение. Европейцы всегда просят за это денег сверху. Арабам важно, если ты готов им сделать что-то авансом и бесплатно — в знак уважения.
Нам не понравилось, как по ТВ показали церемонию закрытия ЧМ-2022. Но, откровенно говоря, там многое шло не так, потому что весь проект мы делали в экстремально сжатые сроки, по сути за полтора месяца. Где-то не так сняли, где-то не те ракурсы выбрали, не ту яркость камеры. Сами виноваты, но мы сделали выводы из этой истории, когда поработали с другим футбольным турниром — AFC Asian Cup 2023. Здесь времени и творческой свободы было гораздо больше: мы полностью отвечали за стейдж-дизайн и контент, были в основной креативной группе.
Церемонией открытия азиатского кубка арабы хотели пофлексить, показать себя и свою идентичность всему миру. Под открытие они сделали сложнейшее ТЗ для сцены, такая сцена была раньше только на Олимпийских играх, наверное. Но важный момент: на Играх церемония открытия и старт соревнований проходят в разные дни, а на футбольных турнирах после шоу сразу начинается матч. Если сравнивать, то только на Супербоуле в США тайминг на монтаж и демонтаж сцены жестче, но опять момент: на Супербоуле поле искусственное, а здесь натуральный газон, его надо максимально беречь. Мы справились со всем, получилось целое театральное представление с песком, экранами, актерами и крутой графикой.
Мы очень хотим зайти в Саудовскую Аравию, в частности на ЭКСПО-2030. Они же сумасшедшие вещи планируют реализовать! Взять хотя бы проект The Line (Саудовская Аравия начала строительство нового линейного города The Line, который должен протянуться на 170 км. — Прим. ред.). И мы были в Сауди, общались с их министерством интертеймента. Но конкуренция сейчас бешеная, и все как коршуны налетели: американцы, французы, итальянцы, русские… Придется побиться.
То, что Sila Sveta делает проекты такого масштаба, показывает, что нам стали больше доверять. Но не все так просто. В арабском мире важно установить контакт, попасть в некую обойму людей, с которыми они хотят работать регулярно. На арабов проще произвести впечатление тем, что ты чего-то добился в США, чем у их соседей. Расшифрую: для саудовцев наше сотрудничество с FIFA в Катаре не так показательно, как то, что мы делали концерты The Weeknd и Drake в Штатах.
Наш ближневосточный офис базируется в ОАЭ, хотя считается, что все деньги региона сейчас в Саудовской Аравии. Сейчас мы продаем один из проектов в Абу-Даби, и это очень сложно. Нельзя найти хастлера, который проведет тебя в нужный кабинет и организует встречу с правильным шейхом, — все через тендеры. Другая сложность, что им очень хочется тебя застолбить и получить себе на эксклюзив, не давая ничего равнозначного взамен. Сразу предлагают эксклюзивное сотрудничество, а мы так не работаем, нам надо хотя бы пять крупных проектов подтвердить наперед. На этом моменте они сливаются.
Но мне нравится тут работать из-за искренности людей. В Америке могут улыбаться и говорить, что все супер, а потом даже не перезвонят. Здесь реакции более честные.
США
Из относительно близких целей нас очень волнует ЧМ-2026 в США (на самом деле ЧМ-2026 пройдет еще в Канаде и Мексике, но в Штатах состоится большинство игр. — Прим. ред.). Частично мы уже перекинули в американский офис людей, которые работали с FIFA по турниру в Катаре. Будет крутой бой с местными командами за возможность поработать на родине интертеймента. Если мы сможем что-то выбить себе, мне кажется, нужно будет выпить за это всей студией. Но пока что мы разбираемся с системой тендеров в США, потому что она не такая понятная, как в Катаре.
У нас сложнейшие отношения со Штатами и постоянной работой там. Пробовали нескольких человек делать руководителями этого направления: суперспециалисты, знают рынок. Но каждый раз что-то шло не так. Мы давали больше свободы действий, давали меньше, но стабильно заканчивалось расставаниями. Моя версия — там нужно присутствие владельцев бизнеса. Надо быть физически там, встречаться, разговаривать, чтобы они видели тебя и понимали, что ты за человек. Я пока быть в Штатах не могу, но у нас там креативный директор Артур Кондрашенков и Александр-Нестор Нестеренко, который долго был нашим бренд-директором, а сейчас хастлит заказы.
Один из результатов: 18 апреля мы сделали шоу в MSG Sphere для группы Phish. Это та самая огромная современная сцена-шар в Лас-Вегасе, и мы стали одной из команд, которым доверили работу на проекте. Технически это невероятный вызов, там же огромные экраны повсюду, и по ним надо гнать постоянно картинки или симуляции. Приятно, что нас позвали очень крупные ребята из Moment Factory. Мы стали одними из субподрядчиков, кому они доверили такую сложную работу. Круто, когда тебя считают тем, кто справится с подобной задачей.
Мы не хотим терять Америку, несмотря на сложности работы там. Это все еще самый, скажем так, титулованный рынок.
Китай и Россия
Из направлений активного развития для нас точно интересен еще и Китай. С китайцами как клиентами сложно работать: там до сих пор много вещей, от которых мы давно отвыкли. Например, на презентации проекта может сидеть владелец бизнеса, параллельно с тобой говорить на китайском со своей командой, из-за чего-то смеяться. А потом из трех твоих идей слепит одну свою и скажет, что вот именно так будет круто. Это я описываю, как выглядит частный бизнес там. Глобальный бизнес вроде Vivo или Huawei, конечно, работает и общается иначе, там американизированные китайцы с международным опытом сотрудничества все объяснят, дадут обратную связь на английском. Но есть и другой уровень бизнеса, с ним тоже надо учиться работать, потому что Китай — это не только деньги, но еще и огромные возможности. Просто невероятных масштабов рынок, который нам хочется покрывать. Учим китайский, находим нужных людей — в этой стране очень часто люди не владеют английским.
Из того, что мы должны успеть сделать в нашей жизни, пока не сделан Супербоул, хотя с определенного момента я от этой идеи «отстегнулся». Нет, все еще очень хочется: Супербол же реально самое крутое и красивое шоу в спорте. Но меня все больше драйвит направление иммерсивных мультимедиавыставок, где мы сами себе продюсеры. Это довольно рискованный бизнес, потому что ты придумываешь тему выставки и вкладываешься в нее. В Мадриде по заказу музея MAD мы разрабатывали цифровой контент для выставки «Тутанхамон», посвященной 100-летию открытия гробницы. 1200 квадратов проекций, плюс самая большая VR-комната в Европе. Проект очень понравился аудитории.
Большой проект, который лично мне, честно говоря, спокойно жить не дает, — это «Музей света» в Москве совместно с МТС Live: серьезные инвестиции, много ожиданий и волнения. По задумке посетители должны за одно посещение узнать все о свете — от зарождения жизни до использования его в современных технологиях. Довольно волнительно, ведь ты вкладываешься еще и своими деньгами. Вдобавок мы привыкли работать на коротких дистанциях, а этот проект разрабатывается уже почти два года, фокус и концентрацию держать сложнее. Но мы понимаем, для чего это делаем: подобный продукт намного выгоднее для бизнеса. Грубо говоря, его можно перепродавать по всему миру, корректируя детали под каждый рынок.
При этом сам по себе российский рынок нас радует в последнее время: он живой. Нас зовут делать фестивали, у нас открылась выставка «Тутанхамон. В поисках вечной жизни» в пространстве Luminar на ВДНХ, корпоративные клиенты вовсю сотрудничают с нами.