Многое, если не все в этом мире зависит от случая. Если бы, скажем, у СССР были чуть более теплые отношения с Францией, то вместо Fiat 124 в Тольятти собирали бы Renault 16. Или вот другой пример. Сегодня ты бы точно не вздрагивал при виде чудовищных ноздрей BMW X7, если бы в 50-х годах прошлого века баварцы не пошли на поклон к итальянской фирме Isetta. Дело было так…
В послевоенный период концерн BMW оказался в очень сложной ситуации. Часть производственных мощностей осталась в советской зоне оккупации, позднее превратившейся в ГДР. В качестве репараций документацию на производство своих довоенных моделей немцы передали союзникам, в том числе британской фирме Bristol. Ну а в Мюнхене тем временем сидели около разбитого корыта…
С трудом запущенная в производство модель 501 — первый послевоенный BMW — с треском провалилась на рынке. Тяжелые, медленные и дорогие «пятьсот первые» вообще не возбуждали покупателей. У спортивных родстеров 503 и 507 не было проблем с сексапилом и динамикой, но эти нишевые (и опять же дорогие) модели не делали погоду в финансовых отчетах. А больше в 50-х BMW выпускать было нечего…
Массовые модели в Мюнхене не делали с начала 30-х, да и времени на разработку не оставалось. Сложной ситуацией BMW уже готовы были воспользоваться заклятые конкуренты из Mercedes-Benz, начавшие прощупывать почву на предмет возможного поглощения… И вот тогда, наплевав на гордость, руководство BMW обратилось за помощью к итальянцам.
И к каким! Не к Alfa Romeo, Ferrari или Maserati. И даже не к FIAT. На поклон немцы пошли к фирме Iso. Известная прежде всего бытовой техникой и мотороллерами, компания из пригорода Милана осенью 1953-го представила прототип максимально дешевого автомобильчика. Малышка «Изетта» с одной входной дверью, крошечным салоном на двоих и 9-сильным мотоциклетным моторчиком развивала скорость лишь 75 км/ч. Причем даже разгон до 50 км/ч отнимал полминуты! Зато «Изетта» требовала всего 3 литра бензина на сотню, а стоила немногим дороже холодильника.
Сложно поверить, что столь горделивый и пафосный бренд, как BMW, решил, что именно такой автомобиль спасет фирму от краха. Но именно это и было сделано. Немцы договорились с итальянцами о покупке лицензионных прав на «Изетту» и даже выкупили готовую сборочную линию.
Справедливости ради в Мюнхене доработали миланского горбунка. BMW Isetta получила более мощный 250-кубовый 12-сильный мотор (позже его сменит 300-кубовая версия), модернизированную подвеску, слегка измененный дизайн передней части (иное расположение фар, эмблема BMW на передней двери). На этом, впрочем, список инжиниринговых улучшайзингов заканчивался.
Тем не менее немецкая версия «Изетты» стала истинным спасением для BMW. По крайней мере немцам теперь было что выпускать! С 1955 по 1962 год было собрано свыше 160 тысяч экземпляров BMW Isetta, что позволило компании пережить сложные времена. Теперь, похлопывая по крылу свой нажористый "икс-пятый", ты знаешь, кому сказать спасибо за то, что BMW не принадлежит, скажем, Mercedes-Benz.