«Стальные боги», Замиль Ахтар
«Стальные боги» — эпическое темное фэнтези о войне за священный город. Сияющие паладины Архангела против искусных янычаров шаха. Сюжет, навеянный Крестовыми походами, но еще и с порохом и хтоническими богами. В общем, неожиданная, но очень удачная смесь. Замиля Ахтара вдохновила история Ближнего Востока времен Пороховых империй, XVI–XVII веков. В сюжете — противостояние как убеждений, так и вооружений. Например, для борьбы с народом искусных восточных всадников паладинам придется на ходу придумывать новое оружие — что-то, чем можно напугать лошадей. Не можешь победить всадника — скинь его наземь. Но в то же время лидер паладинов слушается советов таинственной ведьмы, которая убеждает его, что город можно взять и без армии…
Центральных героев в романе двое. Священный поход ведет Михей Железный, прославленный полководец, ведомый истовым религиозным пылом. К собственным солдатам он относится теплее, чем к Императору. А мечтает Михей о том, чтобы отомстить за дочь, которую много лет назад похитили работорговцы-язычники. Обороной города занимается Кева — воин, который известен тем, что ему удалось совершить невозможное и убить в бою мага. За подвиги Кевы шах отпустил его со службы, а теперь призывает назад. Впрочем, мало кто способен годы спустя признать в Кеве того самого героя: потеряв жену, он стал сам не свой от горя. Теперь он должен найти в себе силы, чтобы его правитель и его народ не потеряли все.
Ахтар рассказывал в своих интервью, что тщательно изучал обычаи и общество Ближнего Востока выбранного периода. Особенно, как он говорит, ему нравится описывать восточную еду. В любом случае сеттинг выдуманного мира создан с ювелирным вниманием к деталям — при чтении почти можно почувствовать себя на отдыхе в Стамбуле. Только в небе иногда возникают огромные одноглазые монстры… простите, боги. Но так даже интереснее.
«Черное солнце», Ребекка Роанхорс
Ребекка Роанхорс перемещает действие своего фэнтезийного цикла в мир, основанный на доколумбовой Америке. Писательница исследует и переосмысляет совсем непривычную российскому читателю культуру и мифологию во времена их расцвета. Роанхорс приглашает нас в путешествие по побережью моря Полумесяца и в великий город Това, где жрецы наблюдают за небом и готовятся к празднованию зимнего солнцестояния. Городом правят четыре великих клана и жрецы, зовущие себя Наблюдателями и отринувшие магию. Но древние боги по-прежнему живы, и их можно разбудить…
В романе несколько действующих лиц. Капитан корабля Ксиала из народа тиков — магической расы, у которой особая связь с морем. Ее пассажир — Серапио, чье тело в страшных шрамах, а глаза были зашиты в детстве его собственной матерью. Еще Наранпа, нынешний жрец Солнца, правящая Наблюдателями, но неуклонно теряющая авторитет. У каждого есть скрытая цель (кроме Ксиалы, она просто хочет денег и развлечений) и, что важнее — таинственное прошлое. Прошлое есть и у Товы, а в нем — резня и кровавые жертвы. И это прошлое никого не отпускает — ни людей, ни город.
«Темная звезда», Марлон Джеймс
Темное и кровавое фэнтези в африканских декорациях от лауреата Букеровской премии, ямайского писателя Марлона Джеймса. Трилогию «Темная звезда», в которой пока вышло два романа, открывает «Черный леопард, рыжий волк». Автор создал действительно жесткую историю с выраженным колоритом и своеобразным, напевным слогом. Нашим рассказчиком становится Следопыт, человек с необычным чутьем (и не самый надежный рассказчик). Вслед за его историей мы пройдем через козни оборотней и царство мертвых — в фэнтезийной Африке Марлона Джеймса мифологическое переплетается с реальным. Короли, ведьмы, великаны — обычное дело. Это кровавый мир, где каждый сам за себя. За образами пышного южного леса проступает нечто зловещее…
Сюжет первой части посвящен путешествию отряда, собранного из разнообразных одаренных людей и нелюдей) с целью найти пропавшего ребенка. Кем на самом деле является этот мальчик и почему он так важен — один из вопросов, которыми задается сам герой по ходу дела. Пока след ведет их от одного древнего города к другому, а Следопыт не прочь разбавить путешествие историями из собственной юности, которые еще глубже погружают читателей в этот опасный мир.
Вторая книга, вышедшая на русском совсем недавно, — «Лунная Ведьма, Король-Паук», и это немного другая история… Или связанная с прошлой, но рассказанная уже древней ведьмой, которая в первой книге выступает антагонистом. Мы узнаем многое о ее прошлом и по-новому взглянем на уже известные события.
«Опиумная война», Ребекка Куанг
Трилогия военного фэнтези, вдохновенного культурой и историей Китая. Писательница смешала атмосферу и события разных эпох для создания своего оригинального мира, а чтобы добавить фэнтезийные элементы, изучала культуру шаманизма у различных азиатских народов. Конфликт в романах имеет много уровней: война с агрессивными соседями, попытки сохранить империю в противостоянии различных провинций, культурное давление с запада… Сюжет начинается как история сироты, по результатам экзамена поступившей в элитную военную академию, но уже к середине первой книги становится понятно, что это история не об учебе и классическом становлении молодой героини. Рин едва успевает закончить первый год обучения, когда империя Никан переживает кровавое вторжение. Впереди ждут сцены осажденных городов, внутренние военные противоречия различных подразделений, товарищи, умирающие на глазах в волне ядовитого газа… А также монстры и демоны. Впрочем, этим чудовищам противостоят другие — цыке. Шаманы, умеющие призывать в свои тела силы богов.
Чем дальше идет повествование, тем более сложные выборы предстоят героине. Уже в конце первой книги она заслуживает звания монстра, а дальше голос кровожадного бога Феникса в голове Рин начинает и вовсе сводить ее с ума. Мы все глубже погружаемся в политические интриги, сомнительные и непрочные союзы и неприглядные картины военного времени.
«Трилогия Дэвабада», Шеннон Чакраборти
Книги Шеннон Чакраборти строят за фасадом Ближнего Востока XVIII века волшебный, но опасный город джиннов, который раздирают внутренние интриги. Джинны живут вечно или почти вечно, а значит, могут веками хранить в памяти обиды и взращивать планы мести. В этой трилогии великолепно, в мельчайших деталях, проработана политическая линия, обещающая Дэвабаду, городу шести племен джиннов, интересные времена. Чакраборти пишет про конфликт старого и нового, про столкновение мифологии с религией, про ошибки прошлого, за которые приходится расплачиваться. Все это облечено в превосходно проработанные декорации восточной сказки, где интриги по-особенному будоражат кровь.
Каирская уличная воровка Нари своим пением нечаянно призывает джинна, который уносит ее на ковре-самолете в сокрытый город Дэвабад. Там героиня может исполнить свою мечту — обучаться грамоте и медицине. Но, оказавшись связанной с историей джиннов по рождению, Нари попадает и в круговорот придворных интриг. Кроме того, читателей ждет линия мятежного принца джиннов Али, который желает своему народу нового, мирного пути. Но перемены требуют жертв.