1. Ларьки (киоски, лавки, лабазы, палатки, будки, павильоны — в разных городах их звали по-своему). Россия девяностых была страной торговых палаток, где в любое время года и суток можно было купить себе «Сникерс», чтобы продержаться на нем неделю. Или бутылку шампанского, чтобы отметить вечер с соседкой, которая зашла попросить соли. Ах да, и соль тоже там. В Москве ларьки принялись изгонять в начале нулевых, а при Собянине уже выжгли их дотла, сейчас такой увидеть — событие музейной важности. Чуть позже регионы тоже присоединились к этому непростительному геноциду.
2. Реклама пейджеров. Рекламы, пожалуй, было даже больше, чем самих пейджеров. Пейджеры вовсе не были каким-то бросовым дешевым товаром, до появления мобильников односторонний коммуникатор не имел альтернатив и на первых порах являлся предметом шика. А когда пейджинговая связь по ценам опустилась до повседневности, пейджер уже почти вышел из употребления, им в основном пользовались по работе — курьеры, таксисты, водители «скорой», шпионы.
3. Малиновые пиджаки. Откуда у братвы и деловых «новых русских» возникла мода на малиновые пиджаки — доподлинно неизвестно. По телику такое точно не рекламировали. Подобные пиджаки братва продолжала носить даже тогда, когда они стали предметом анекдотов. С тех пор у россиян выработалась страшная идиосинкразия на костюмы малиновых оттенков, нынче их практически никто не надевает, да и в магазинах не встретишь.
4. Магнитола в руках. Или «морда» от магнитолы. В момент выхода из автомобиля рекомендовалось из салона забрать все привлекательное для воров, магнитолу — в первую очередь.
5. Взрывы. Постоянно что-то взрывалось, то автобус в Москве, то «шестисотый» мерс с гранатой под дном в Питере. Не скучали.
6. Эротическая пресса. В колоссальном количестве и буквально повсюду. Даже бесплатные каталоги жриц любви под дворники машин запихивали.
7. Музыкальные и видеомагазины. В СССР магазины грампластинок являли собой невероятно жалкое зрелище, а видеокассетами с фильмами и вовсе торговали в основном из-под полы или на рынках. После СССР в девяностые годы этот бизнес расцвел невероятно пышно и буйно, чтобы умереть уже в нулевые, с повсеместным приходом Интернета.
8. Казино и игральные автоматы. Не стеснительно где-нибудь за тридевять земель за колючей проволокой в Сочи, а прямо в центре любимого города и села, как раз напротив церкви.
9. Афиши великих артистов с надписью: «Впервые в России с концертами!»
10. Барсетки. Кошелек-подпузник иногда достигал размерами небольшой сумки. Дико практичная вещь на самом деле, а главное — всегда под рукой и перед глазами. Единственный минус: не сочетается ни с какой одеждой, обувью или аксессуаром, разве что с золотой цепью на шее.
11. Курево и бухло круглые сутки в любом месте. Курили даже в самолетах, и можно было преспокойно устроиться с бутылкой пива на Красной площади у мавзолея. Надо заметить, что в СССР с этим все тоже было не особенно строго, но только днем: ночью и выпивку не купишь, да и улицы были жуть какие темные.
12. Компакт-диски на лобовых стеклах. Кто-то пустил байку, будто это защищает от гаишных радаров.
13. «Готовьтесь к ошибке 2000!» За несколько лет до празднования миллениума журналисты распустили слух, будто в ночь на 2000 год ворох старого программного обеспечения превратится в шелуху, ибо старый софт не был рассчитан на обработку подобной календарной даты. Большинство айтишников над всеобщей паникой хихикало, и правильно делали: не случилось ровным счетом ничего.
14. Ценники в у.е. Из-за бешеной инфляции менеджеры магазинов задолбались переписывать ценники и стали указывать все цены в долларах. Следом вышел указ правительства, запрещающий ценники в долларах, в ответ продавцы придумали свою внутреннюю валюту «условная единица» и приравнивали ее к доллару.
15. Интернет по карточкам. Это сейчас мы за интернет платим банковской картой или с телефонного счета списываем, а тогда эти варианты были невозможны. Вы шли в магазин и покупали карту «30 минут интернета».
16. Контрафакт. Телевизоры Pаnaslonic и кроссовки Abibas — оттуда, из девяностых. Сейчас такое тоже вполне можно купить, да только надо специально стараться. А тогда все рынки, ларьки и бутики утопали в «панаслониках».
Прежде чем писать в комментариях «Все неправда, все было не так», вы должны пройти проверку. Ностальгический тест на память: отличаешь ли ты 80-е годы от 90-х?