Женя Лукашин («Ирония судьбы, или С легким паром!»)
Под слоем харизмы и обаяния актера Андрея Мягкова бедные зрители и не замечают, что его персонаж вытворяет довольно неприглядные вещи. Проблема даже не в том, что он пьяница и скандальный эгоист, склонный к дебоширству. Хуже всего, что Женя — токсичный манипулятор, который вполне осознанно разрушает и свои, и чужие отношения. Зато на гитарке душевно тренькает, все простим!
Д’Артаньян и три мушкетера («Д’Артаньян и три мушкетера»)
В стране война. Порядок и государство держатся исключительно на мудрости и решимости кардинала Ришелье. Чем заняты четыре мушкетера? Убивают на дуэлях друг друга и кардинальскую гвардию, пьянствуют, дезертирствуют, устраивают самосуд и, что ужаснее всего, вступают в тайный сговор с предателями престола. Ради этого д’Артаньян отправляется аж во враждебный Лондон. Ни книга, ни фильмы по большому счету не раскрывают ничего хорошего о компании Д'Артаньяна, кроме того, что они горячие дружные парни.
Гоша («Москва слезам не верит»)
Здесь уже все не так однозначно. Ряд психологов утверждают, что поведение Георгия Ивановича совершенно не соответствует современным житейским правилам добропорядочности. Он самовлюбленный, склонный к пьянству, позволяет себе высказывания, пропитанные женоненавистничеством, скуп на благодарности и горазд на манипуляции. В его оправдание можно заявить, что Катерина Александровна тоже его обманула, поэтому неправы оба. К тому же для тех времен (фильм вышел на экраны в 1979 году) подобный сильный мужской характер был на самом деле редкостью в СССР и воспринимался положительно.
Данила Багров («Брат-2»)
В первом фильме Балабанов для Данилы Багрова выстроил понятный и эмпатичный психологический портрет. Парень вернулся из горячей точки, попал в самое пекло бандитских девяностых и пытается нащупать в хаосе какую-то справедливость методом проб и ошибок. Во втором же фильме сей образ напрочь разъехался по швам: Багров ударился в беспредел и ведет себя как жертва посттравматического синдрома, которая крошит всех направо и налево, прикрываясь красивыми словами о правде и столкновении чуждых культур. Просто представьте мысленно на месте Сергея Бодрова другого артиста, какого-нибудь Дольфа Лундгрена, и сразу получите типичного дурно пахнущего злодея.
Амели («Амели»)
Но что мы все о своих людях, пора оттоптаться на иностранных иконах экрана. Самая обаятельная и привлекательная француженка Амели Пулен: у нее явно сбой в механизмах социализации, так что ведет себя она не только сумасбродно, но и крипово. Ради красивого романтического жеста вполне может что-то стащить или испортить. А главное, Амели — сталкер, считает, что преследовать человека — это в порядке вещей.
P.S. В принципе, многие народно любимые персонажи обладают некой темной сущностью, о которой зритель старается не задумываться. Взять хотя бы Карлсона и Винни-Пуха из советских мультфильмов: они же не просто шалуны, они жесткие трикстеры — будто набрались дури у Локи из «Мстителей». В Швеции Карлсона и вовсе не считают положительным персонажем.
Или Шерлок Холмс. В фильмах обычно опускают некоторые неприглядные нюансы его существования, хотя бы пристрастие детектива к наркотикам. Однако ни один фильм не скрывает того, что Шерлок — душнила, неспособный ужиться ни с кем, кроме Уотсона, да и того Шерлок бесит игрой на скрипке, жуткими экспериментами и стрельбой из револьвера по стенам. Несмотря на все описанное, Шерлок все же истинный положительный герой: свои асоциальные выходки он искупает многократно, побеждая зло, причем зачастую безвозмездно, от всей души. Поэтому мы не поставили его в список.
Кстати, его создатель Артур Конан Дойл, пытался самолично залезть в шкуру Шерлока и применить на практике литературный детективный метод. И получилось! Прочитайте, как Конан Дойл стал Шерлоком Холмсом, расследовал загадочное убийство и исправил одну из крупнейших судебных ошибок XX века.