В первом выпуске (1924-1974) мы рассматривали тот период советско-галактической индустрии, когда снимали редко, но метко. С середины 70-х количество космической фантастики от киностудий Страны Советов слегка возросло. К сожалению, за счет качества. И все же там тоже нашлись свои квазары и протуберанцы.
«Большое космическое путешествие», 1975
Картина, снятая явно по горячим следам «Отроков во Вселенной» да еще по пьесе Сергея Михалкова. Пусть это тебя не пугает: в те времена у суеверных зрителей Михалков в титрах еще считался хорошей приметой.
Трое школьников под присмотром одного взрослого дяденьки отправляются в космос в первый экспериментальный детский рейс. Полет не проходит гладко: случается почти каждая неприятность из всех теоретически возможных. А незадолго до последних титров зрителя ждет редкое для советского кино явление — финальный твист!
Кино бешено часто крутили по советскому ТВ (и правильно поступали). Ну а песню Рыбникова «Ты мне веришь?» страна с тех пор помнит назубок.
«Дознание пилота Пиркса», 1978
Очередная экранизация Станислава Лема, на этот раз советско-польского пошива. Не во всем удачная, хмурая и все же весьма популярная у тогдашней молодежи. В пионерлагерях по ночам пересказывали!
Сложный, почти детективный сюжет о том, как человек вступает в космосе в диалог-противостояние с искусственным интеллектом. Точнее, с роботами.
Визуально фильм очень скромный. Все же, в отличие от других «протокольно-кабинетных» фантастических фильмов СССР, этот вознаграждает зрителя любопытными итогами.
«Отель „У погибшего альпиниста“», 1979
Без вариантов — лучший научно-фантастический триллер, снятый на территории СССР. Поставлен по повести братьев Стругацких.
Самого космоса и не видать практически: действие разворачивается в крохотном горно-лыжном отеле, где после пурги застряли очень странные постояльцы. Возможно, пришельцы.
Картина с сильным прибалтийским колоритом (снимали на студии «Таллинфильм»), что в данном случае однозначный плюс: во всем ощущается легкий налет европейского шика и саспенса. Все же кино, скажем так, странное, и приняли его далеко не все.
«Петля Ориона», 1980
Постановка по сценарию выдающегося космонавта и энтузиаста всех космических материй Алексея Леонова. Он даже возникает самолично на экране в авторском предисловии… И не он один.
Советский корабль «Фаэтон» натыкается на краю Солнечной системы на следы неизвестной цивилизации. Весь дальнейший фильм будет потрачен на осознание того, враждебен инопланетный разум или нет.
Несмотря на весь командный энтузиазм, кинофильм вышел весьма заурядным. Ладно, снят бедно, уже привыкли. Обычно это компенсируется актерской игрой и какими-то невероятными находками в сценарии. Только не в этот раз. Посмотреть «Петлю Ориона» вполне можно, только вознаграждения не будет.
«Звездный инспектор», 1980
Загадочная кинопостановка, про которую, кажется, забыли не только зрители, но и сами авторы. На словах сюжет жутко интересный: диверсии на космических станциях, тайная разработка искусственного интеллекта, порабощение человечества.
На практике — рутинная безделица, с трудом растянутая на 1 час 15 минут. Спасают только веселенькие костюмчики с интерьерами.
«Через тернии к звездам», 1980
Краеугольный камень советской космофантастики. В кинотеатрах картина была разбита на две серии, на самом деле фильм четко бьется на три секции.
Первая — обнаружение загадочной иноземки по имени Нийя, попытки привить ей приличное воспитание на планете Земля в советской семье.
Вторая — полет земного корабля «Астра» на планету Десса. Не сказать, что там многое происходит, зато возникает замечательный персонаж — осьминог Пруль.
Третья — политические скандалы и интриги на планете Десса, которая отсчитывает последние часы до экологического апокалипсиса.
Все три главы слегка разнятся по настрою и подаче, так что вполне может так обернуться, что тебе понравится лишь один из эпизодов. Ну или все сразу.
Снимали по сценарию Кира Булычева, денег не жалелосьи. Что немаловажно, в 2001-м «Через тернии к звездам» капитально перелопатили — и картинку, и монтаж. Стало и впрямь лучше.
«Звездная командировка», 1983
Легкая деревенская комедия о том, как советский тракторист Ефим случайно поменялся местами с пришельцем Глоусом.
Картина скорее предназначена любителям забытых душевных фильмов из СССР, нежели поклонникам фантастики. Ромашки, гармошки, голограммы…
«Лунная радуга», 1983
Мы уже писали об этом несчастном проекте в статье 7 самых плохих советских фильмов.
«Лунная радуга» — прямо-таки апофеоз советской протокольно-кабинетной фантастики. А ведь перед тобой экранизация всенародного фантастического бестселлера Сергея Павлова.
Загадочная и тонкая история о космических аномалиях на экране превратилась в бесконечное совещание аппаратчиков с канцелярским лексиконом и партийным выражением лиц.
«Семь стихий», 1984
Любопытная история, которая, однако, требовала каких-то ощутимых денежных вливаний в спецэффекты. А их, само собой, не было. Самый важный спецэффект здесь — штучный самодельный спорткар «Панголина», на который молилось полстраны.
Картина «Семь стихий» повествует о том, как советские исследователи в созвездии Центавра обнаруживают погибающую планету, откуда забирают цветок. Растение вдруг превращается в женщину и начинает заводить перспективные разговоры о будущем человечества.
В итоге все выглядит как любой избранный наугад советский фильм класса Б 80-х годов. Даже Александр Филиппенко присутствует!
«Гостья из будущего», 1984
После картин «Через тернии к звездам» и «Тайна третьей планеты» Кир Булычев был на киностудиях просто нарасхват.
И все же, несмотря на страшную популярность мини-сериала «Гостья из будущего», к нему легко можно предъявить ворох претензий. Хотя бы то, что советские кинематографисты украли Вертера из итальянского взрослого фильма.
К тому же «Гостья…» вышла на экраны в марте 1985 года, и, надо сказать, не выглядит как фильм своего времени. Фильм очень сильно отстал. Ему просто повезло выйти в момент, когда большая часть советского народонаселения все еще не имела доступа к видеомагнитофону. Те же, кто успел ознакомиться со «Звездными войнами» или «Чужим», не были впечатлены свежей советской премьерой.
И все же увидеть «Гостью…» хотя бы раз надо обязательно — как-никак наш культурный код. Это мы без иронии говорим.
Для «Гостьи из будущего» космос не центральная тема, история больше про путешествия во времени и про пионерский моральный облик. Но без космопорта и галактических пиратов дело не обошлось. Так что «Гостья…» тоже в нашем списке.
Кстати, о кино, пришельцах и СССР: 10 советских фильмов, которые надо показать иностранцу или пришельцу.
«Кин-дза-дза!», 1986
Еще один советский культурный код, даже более глубинный и сильнодействующий. Первый и последний стопроцентный советский стимпанк.
Лиричное кино, в котором мелкая бытовая философия неотделимо смешивается с экзистенциальной, — фирменный знак режиссера Георгия Данелия.
Так как ты все это уже видел и осмыслил много раз, осмелимся заметить, что вышедший в 2013 году полнометражный мультфильм «Ку! Кин-дза-дза» восполнил некоторые пробелы фильма и отшлифовал заусеницы. А для молодежи, детей и кошек, с киноклассикой незнакомых, мультфильм может быть даже более простой точкой входа. Ку!
«Лиловый шар», 1987
Вернемся опять к Киру Булычеву. Мы не специально!
Совсем детская, даже сказочная картина о будущем, о 2087 годе. Об Алисе. О Громозеке. И о сфере, в которой хранится опаснейший из вирусов. Вирус вражды.
«Лиловый шар» поставил по булычевскому сценарию режиссер «Гостьи из будущего» Павел Арсенов. С Наташей Гусевой, само собой. Кино не не стало хитом, но было на слуху.
Публике его продавали под видом продолжения «Гостьи из будущего», и это скорее повредило, чем помогло. Ожидания были завышены, что и породило в народных недрах волну негатива. Смотреть «Лиловый шар» сейчас теоретически можно, только надо придумать, чем себя мотивировать.
«Трудно быть богом», 1989
Картина не имеет никакого отношения к копро-грайндхаусу Алексея Германа и имеет чуть больше отношения к литературному первоисточнику Стругацких.
Беспристрастные наблюдатели с планеты Земля тайно присутствуют на некой средневековой планете, где пытаются вести наблюдения и не вмешиваться в происходящую вакханалию.
Экранизация не чисто советская, к созданию привлечен целый интернационал: Германия, Франция, Швейцария и перестроечный СССР.
Получилась очень топорное, но симпатично снятое полотно. В стиле вопиющих восьмидесятых, где все похожи то ли на металлистов, то ли на артистов из фильмов для взрослых.
Сейчас кажется, что все это колоритно, да только в 1989-м не взлетело вообще.
«Посредник», 1990
Фильм, а вернее, мини-сериал, снятый в естественных декорациях позднесоветской разрухи. С таким же настроением. Спецэффектов никаких. Экшен в гомеопатических дозах. Сама идея фильма не нова: пришельцы пытаются поработить Землю, вселяясь в разум людей. Только попадают-то они не в кварталы гламурных небоскребов, а в самую невообразимую дыру. В руины советской империи.
На словах звучит как безнадежное зрелище. На практике же кино очень зайдет любителям декаданса. В наших краях таких немало. Включать, если у тебя кончились фильмы Тарковского, Сокурова, Звягинцева и ты досмотрел «Сатанинское танго».