Скорее всего, тебе прекрасно известно, и все же мы на всякий случай повторим. В годы молодые Брюс Ли снялся в изрядном количестве гонконгских фильмов, которые сейчас в большинстве своем не просто забыты, но и утеряны. А если их можно где-то посмотреть (кое-что можно выловить на том же YouTube), то, уверяем, довольно трудно получить от них удовольствие. И рукоборств от них не дождешься.
С переездом в США Брюс Ли поселился на американском телевидении, что дало ему какие-то деньги и намеки на славу. Однако ни о каких художественных достоинствах тех работ говорить не приходится.
«Марлоу», 1969
«Марлоу» — голливудский дебют Брюса Ли. Уже из названия можно догадаться, что речь идет о Филипе Марлоу, герое детективов Рэймонда Чандлера.
Сама по себе тема отличная, и лишнюю чандлеровскую экранизацию посмотреть никогда не помешает. Надо лишь учитывать, что Брюса Ли в неонуарной картине очень мало, да и подраться ему толком не дали. «Марлоу», кстати, считается единственным из кинофильмов, в котором мастеру пришлось сыграть роль явно отрицательного персонажа.
«Игра смерти», 1978 / «Игра смерти — 2» («Башня смерти), 1981
Для кого-то обязательные, для кого-то чисто факультативные фильмы, пересозданные после преждевременной кончины великого мастера. Содержат и оригинальные сцены, отснятые еще при жизни Брюса Ли, и смонтированные нарезки из неиспользованных киносъемок, и все же основная часть работы легла на его дублеров-двойников. Спорное решение, но лучше уже ничего не могли придумать, это сейчас бы все на компьютере дорисовали.
В любом случае «Игра смерти» запомнится тебе удивительным желтым костюмом Брюса, который странным образом кое-что напоминает!
«Большой босс», 1971
Типичный такой, суетливый, чисто гонконгский фильм, в котором художественных достоинств кот наплакал. Зато это первый по-настоящему боевой выход Брюса Ли на большой экран, да еще в главной роли. И с махачем здесь полный порядок, но только в сценах с его участием.
Главный герой вместе со своей семьей борется с наркомафией и несет тяжелейшие потери — умрут почти все, согласно законам жанра. И все же никто не останется не отомщенным!
Любопытно, что Брюс Ли на съемочную площадку попал почти мимоходом — ему не предназначалась главная роль. Уже по ходу работы до режиссера дошло, что Брюса надо ставить главным.
«Кулак ярости», 1972
С «Кулаком ярости» Брюс Ли вступил в свой золотой период. К великому сожалению, период этот продлился всего-то ничего — артист умер уже в следующем, 1973 году.
Фильм тоже снят в Гонконге и по меркам тамошней киноиндустрии был настоящим прорывом, масштабом с хороший цунами. В мировом прокате кино собрало 100 миллионов долларов при бюджете в 100 тысяч!
Сюжет картины хорошо всем известен и традиционно прост: шанхайская школа кунг-фу в годы оккупации противостоит жестоким японским борцам школы.
Самое смешно, что в Японии кино тоже стало хитом, несмотря на злодейское отображение японцев в сюжете. Есть в нем и один нехороший русский по фамилии Петров.
Главное, что успех в США посрамил тамошних кинокритиков, которые писали, что, дескать, это наивное азиатское мыло никого в Америке не заинтересует. Брюс Ли побил писак своим кунг-фу.
«Путь дракона», 1972
Но даже отменный «Кулак ярости» был всего лишь разминкой перед эпичным по меркам кунг-фу полотном «Путь дракона» (в России на видео разошелся под названием «Китайский ресторанчик»). Мало того, Брюс взял на себя всю ответственность за кинопроцесс и вдруг стал не только актером и постановщиком трюков, но и режиссером.
«Путь дракона» был итогом совместного кинопроизводства Гонконга и США. Так что и денег стало больше, и актеры собрались из самых разных стран. Главгад особенно удался, это был янки по имени Кольт (на самом деле чемпион американского карате Чак Норрис), который помогал бандитам отжать успешный ресторан у бедных китайцев. Его, правда, покажут только ближе к концу картины, и ожидание того стоит!
«Выход дракона», 1973
Наконец перед нами то, что миллионы людей Земли считают главным кунг-фу-фильмом во Вселенной. «Выход дракона» и впрямь незауряден с первого до последнего кадра. Да что там кадры, даже музыка здесь неслыханно удалась — постарался аргентинский композитор Лало Шифрин.
Кино снималось под заказ кинокомпании Warner Bros., которая наняла и режиссера — не особенно известного Роберта Клауза, чьи первые работы понравились Брюсу. Забавно, что в одном из тех фильмов впервые в жизни снялся Дэнни де Вито. Впоследствии Клауз выпустил помянутую выше «Игру смерти» и успел поработать с Джеки Чаном.
В общем, главное, что Брюс уже был отвлечен от режиссуры и сосредоточился на актерской игре и постановке боев. Фильм, кстати, далеко не полностью составлен из махача, хотя и посвящен турниру кунг-фу (впоследствии это явно вдохновило создателей игры Mortal Combat). Там наблюдается сюжет и зачатки юмора с интригой!
В общем, это было самое настоящее кино. К тому же единственная кунг-фу-лента с Брюсом Ли, снятая почти целиком на английском языке. Однако Брюс Ли так и не получил возможности насладиться триумфом: он умер за шесть дней до премьеры. Мгновенно из полубога превратившись в абсолютное божество.