[10] «Дикие сердцем» (1990)
В своей самой позабытой ленте режиссер предполагал, что может стать причиной его собственной смерти. Отец главного героя скончался из-за того, что постоянно курил «Мальборо», то же самое убило и Линча. Впрочем, в фильме показаны и более быстрые способы умереть, этим картины Линча славились всегда.
«Дикие сердцем» у нас на последнем месте в списке, и сие отнюдь не значит, будто перед вами слабая или скверная кинолента. Нет, это мелодрама про двух влюбленных чудиков со склонностью к саморазрушению. Николас Кейдж — молодой любитель старомодного рок-н-ролла, отсидевший за поножовщину со жмуром. Лора Дерн — деваха с поехавшей от треша и романтики кукухой. И вместе они химически идеальная пара.
«Дикие сердцем» победили на фестивале в Каннах в 1990 году, а сейчас их помнят в основном благодаря прорывной песне Криса Айзека «Wicked Game». Зрелище милое, только устаревшее, оно зависло в точке времени, где фильмы Джона Уотерса превращаются в фильмы Квентина Тарантино.
[9] «Дюна» (1984)
Итог затянувшейся, многострадальной и вымученной авантюры кинопродюсеров — переложить на экран космический эпос Фрэнка Герберта и затмить «Звездные войны». В какой-то момент на этапе создания под руку попался перспективный маэстро авторского кино, и Линча усадили в режиссерское кресло. Эксперимент очевидно неудачный.
Если говорить о том, что в «Дюне» не работает, перечислить придется практически все, кроме визуала. Зрелище чертовски красивое! Однако для Линча провальный фильм оказался невероятно важен: мастер осознал, что блокбастеры — не его тема, и целиком отдал себя шизопикантному авторскому искусству.
[8] «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992)
Не все фанаты легендарного сериала понимают, для чего создавался фильм, в котором показали неделю из жизни Лоры Палмер (то есть события, происходившие до сериала «Твин Пикс») и хаотические метания агентов ФБР в поисках ускользающего не пойми чего (то есть события, происходившие когда угодно). Ключевые загадки и тайны так и остались ключевыми загадками и тайнами.
Получить удовольствие от «Твин Пикс: Сквозь огонь» очень просто: надо выбросить из головы, будто перед вами очень особенное и важное кино, и воспринимать его как межсезонный спецвыпуск сериала. По факту фильм просто дорисовывает отдельные штрихи на теле сериала «Твин Пикс», или, как принято говорить сейчас, доописывает лор. Лор Лоры.
[7] «Внутренняя империя» (2006)
Финальная работа магистра для большого киноэкрана, запутанная сюрная психодрама о женщине, которая не в силах логически объяснить происходящее вокруг. И это неудивительно, ведь она попала в фильм Дэвида Линча. В главной роли — его любимица Лора Дерн, и для хардкорных фанатов «Внутренняя империя» — работа безусловно привлекательная. При этом и недостатки бросаются в глаза сразу же, у зрителя с первых секунд ощущение, будто он включил ночью телевизор и наблюдает случайный эпизод сериала, ни о начале, ни о сюжете которого он не имеет ни малейшего представления. Слегка недожарил Линч и свое коронное блюдо — фриковых персонажей, а это понизило развлекательную эффективность кино.
[6] «Голова-ластик» (1977)
Тотально авангардный дебют Дэвида Линча в криповой эстетике Луиса Бунюэля. За пять лет и сто тысяч долларов маэстро сконструировал черно-белого безумия на полтора часа, в центре которого — одинокий безрадостный чудак, чем-то похожий на вокалиста The Cure. В его доме появляется странная обнова — ребенок-мутант, за которым приходится ухаживать и который окончательно сводит героя с ума.
О том, какое влияние фильм производил на мозг зрителя, нагляднее всего свидетельствует история картины «Сияние», во время съемок которой Стенли Кубрик насильно заставлял съемочную команду смотреть фильм Линча, дабы они надежнее поехали кукухой.
[5] «Простая история» (1999)
Наиболее «нормальный» кинофильм Дэвида Линча, так что его название отнюдь не обманывает вас. Роад-муви про совсем уже старенького ветерана Второй мировой, который отправляется в Висконсин верхом на газонокосилке. Эмоциональная, просветленная лента, стоящая в одном ряду с добрыми фильмами таких кинозлодеев, как Терри Гиллиам («Король-рыбак») и Тим Бёртон («Большая рыба»).
[4] «Человек-слон» (1980)
Важнейшее кинематографическое высказывание на тему уродов и людей со времен «Уродцев» 1932 года. Викторианскую Британию перетряхнула суперсенсация — самый уродливый человек, когда-либо бороздивший лондонские улицы (это было на самом деле). Звали его Джозеф Маррик, лицо его было уникально, ибо исковеркано уникальными болезнями.
Из бродячего цирка человек-слон попадает в руки к медику, который относится к нему куда гуманнее, хотя по итогу столь же нещадно эксплуатируют внешность страшилы, показывая его научному сообществу, как какого-нибудь Полиграфа Шарикова. Трагичное и далеко не бесчувственное произведение. Хотя не из тех, которые пересматривают каждый год на Рождество.
[3] «Синий бархат» (1986)
В «Синем бархате» в 1986 году начался дэвид-линчевый Дэвид Линч. Говоря штампами, автор нащупал себя и оказался бархатным на ощупь и нуарно синим по атмосфере. Кайл Маклахлен, Лора Дерн, вкрадчивое гудение и музыка Анджело Бадаламенти — все фирменные ингредиенты смешаны вместе и слегка встряхнуты, чтобы зритель не слишком легко разобрался в преступлении, где замешаны отрезанное ухо и жгучая брюнетка-певица из бархатного ночного клуба. Ее играет Изабелла Росселлини, дочь Ингрид Бергман и Роберто Росселлини. Живое киноприключение с членовредительством.
[2] «Шоссе в никуда» (1997)
До выхода «Матрицы» и «Бойцовского клуба» это был точно самый обсуждаемый фильм на планете Земля. Возможно, и на других планетах тоже. Обсудить было что — начиная с полоумного сюжета и заканчивая песнями неизвестного вокально-инструментального ансамбля из Германии под названием Rammstein.
На «Шоссе в никуда» массовый зритель окончательно смирился с мыслью, что Дэвид Линч — чокнутый, и научился получать от этого удовольствие. История стартует с того, что супруги (их играют Патрисия Аркетт и Билл Пуллман) получают видеозаписи, на которых они спят в собственном доме. После чехарда уверенно разгоняется и несется как по шоссе. В никуда.
[1] «Малхолланд Драйв» (2001)
Руководство телеканала ABC заказало Линчу авторский сериал, однако переоценило свою терпимость и психическую устойчивость. Отснятый пилот был безжалостно отвергнут и выброшен. Больше всего печалилась красавица-блондинка Наоми Уоттс, для которой сериал Линча стал бы путевкой в большую голливудскую жизнь. И тут такое фиаско!
Следом Линч обнаружил себя в монтажной студии, где кромсал несостоявшийся сериал в формат кинофильма. В итоге накромсал свою, наверное, лучшую работу в полном метре. Не уверены, что сюжет «Малхолланд Драйв» можно назвать сюжетом, и все же на экране определенно происходит много чего. Две девушки бродят по дремучему Лос-Анджелесу, пересекаясь, расставаясь и даже превращаясь в других персонажей.
Мафия, гипноз и карлик прилагаются — куда же без них. Зрители и критики ничего не поняли и сошлись во мнении: все максимально круто. Даже по меркам Линча. Трактовке фильма уже посвящены сотни, если не тысячи трактатов.
Таков наш суд Линча. Надеемся, у вас осталось много свободного времени, чтобы наконец разобраться в трех сезонах «Твин Пикс». Чтобы вы чувствовали себя максимально некомфортно, держите фанатские теории по «Твин Пиксу», которые все меняют.