Как и в случае с большинством ветеранов рок-сцены, жизнедеятельность лондонской «железной девы» легко делится на характерные периоды. Золотая эпоха, в которую группу вступила буквально с первым же альбомом (80-е годы). Период растерянности, блужданий, метаний и ошибок (90-е годы). И в финале — вход обратно в зону комфорта, где творческий коллектив клепает по шаблону точно то, что нужно фанатам и самим себе для самоуспокоения (новый век). Надобно заметить при этом, что в зоне комфорта дяденьки из Iron Maiden пребывают чуть органичнее и красивее, чем их главные конкуренты из Metallica.
[17] «Dance of Death», 2003
Общепризнанно некрасивейшая обложка за всю историю Iron Maiden, а вот с музыкой все сложнее. «Dance of Death» вышел следом за триумфальным альбомом-камбэком «Brave New World» и точно ему не ровня. Также пока еще нет теплой и бархатной мудрости, как на альбомах более поздних. Присутствует неожиданно тяжелый боевой номер «Montségur» и целиком акустический «Journeyman» (что на самом деле не такое уж частое явление в их практике). Не скверная, просто какая-то бесцельная пластинка, трудно придумать причину завести именно этот, а не любой другой диск Iron Maiden.
[16] «The X Factor», 1995
Презентация нового вокалиста Блэйза Бэйли не задалась. Никто, ни фанаты, ни критики, не в состоянии понять, к чему это чудило оказалось у микрофона на месте Брюса Дикинсона. Беда не в том, что у него голос хуже, — Бэйли просто не пытается ничего из себя выпевать. «The X Factor» — не альбом хеви-метал-легенд, а упражнения в монотонном бубняже. Первую пару треков это кажется забавным, потом возникает непреодолимое желание лезть на стену, ведь все затянется на 71 минуту! Редкие пристойные вещи вроде «Man on the Edge» спасают от полной катастрофы.
[15] «Virtual XI», 1998
На следующем альбоме с Бэйли проделана работа над ошибками. Хронометраж сокращен в полтора раза, подключились батарейки для бодрости. «Virtual XI», наверное, единственный альбом Iron Maiden, где невозможно запомнить ни одну песню, зато его можно осилить до конца без зубной боли. Можно даже назвать его недооцененным.
[14] «Senjutsu», 2021
Впервые у них обложка с самурайским контентом, если не считать концертного EP «Maiden Japan» 1981 года. Семнадцатая пластинка в массивной, хотя не бесконечной дискографии Iron Maiden. Брюс уже не в топовой форме, команда тоже не гонится изо всех сил за метрономом, песни длинные и ничуть не утомительные. Одним словом, прогрессивный металл, в меру умный, развлекательный и не капающий назидательно на мозг. Если бы в мире существовали кабацкие прогрессив-метал-группы, они бы, наверное, звучали как-то так же.
[13] «The Final Frontier», 2010
Iron Maiden перещелкнулись в максимально винтажный режим и выдали альбом, будто бы записанный между «Powrslave» и «Seventh Son of a Seventh Son». Песни, само собой, не столь хороши, однако настроение должное создается и не отпускает. Лучшие номера те, которые покороче, то есть «Mother of Mercy», «El Dorado», «The Alchemist».
[12] «No Prayer for the Dying», 1990
Очень нелюбимый среди музыковедов альбом. Дескать, первый паршивый диск после обоймы из семи гениальных. Попсовый и глупый. Однако описанное далеко не так очевидно, многие слушатели вовсе не ощущают подвоха: пусть на «No Prayer for the Dying» отсутствуют великие глыбы, зато попадается бодрое, цельнолитое железо вроде «Tailgunner» или «Bring Your Daughter… To the Slaughter». Финальный трек — да, закрывает альбом на кринжовой ноте. «Mother Russia» звучит как помесь саундтрека фильма «Фантазм» с казацкими шлягерами ансамбля Dschinghis Khan.
[11] «The Book of Souls», 2015
92 минуты чистого, породистого «Мэйдена» — и это в 2015 году! Все вещи новые, но в каждой зашито стопудовое ощущение чего-то знакомого, доброго и вечного. Если вы не в состоянии осилить все полтора часа, то слушайте наугад, методом тыка, ведь здесь каждый момент в отдельности хорош. Запоминаются «Speed of Light», «Death or Glory» и «Tears of a Clown».
[10] «Fear of the Dark», 1992
По вокальной части, возможно, самая разнообразная работа Брюса Дикинсона, голосит он здесь изобретательно и разнообразно. Также из плюсов — тяжелый по меркам раннего «Мэйдена» звук. Главное украшение, кроме обложки — заглавная тема «Fear of the Dark», патетичная, слегка заунывная, зато максимально мэйданутая. Плюс «Be Quick or Be Dead», «From Here to Eternity» и баллада «Wasting Love», которая стилистически будто прискакала с предыдущего альбома.
[9] «A Matter of Life and Death», 2006
В хорошем смысле альбом-загогулина: только начинаете клевать носом и думать, что тут все по шаблону и рутинно, как выскочит освежающий рифф или ранее не слышанная у Iron Maiden гармония. Краеугольные камни — стартовая «Different World» и эпичная, углубленно прогрессивная «For the Greater Good of God».
[8] «Brave New World», 2000
Двойной камбэк, ибо после долгой и грустной разлуки в коллектив вернулся не только вокалист Брюс Дикинсон, но и гитарист Эдриан Смит. Камерный ансамбль раздулся до биг-бэнда — аж шесть человек! «Brave New World» — любимец публики и критики, считается лучшим альбомом поздних «мэйденов», хотя тут надо иметь в виду, что он не особенно развлекательный. Перед вами довольно масштабный прогрессив-метал с такой серьезной и каменной физиономией, будто это Dream Theater, а не Iron Maiden. Красивая работа, не бьющаяся на отдельные треки, разве что вступительный «The Wicker Man» задумывался как хит.
[7] «Killers», 1981
Очень важная и очень дискуссионная пластинка в портфолио Iron Maiden. Всего два альбома парни записали с панком-раздолбаем — вокалистом Полом Ди’Анно, и как раз на «Killers» стало понятно, что с ним надо что-то делать. Кто-то заявляет, что «Killers» — это апгрейд и шаг вверх над дебютным альбомом, другие заявляют, что диск больше похож на сборник второстепенных песен, которые просто не поместились в первую пластинку. Ударных шлягеров здесь и впрямь только два: «Murders in the Rue Morgue» и «Wrathchild». Зато в «Purgatory» уже начинает пробиваться звучание Iron Maiden из будущего.
[6] «Seventh Son of a Seventh Son», 1988
Концептуальный альбом по мотивам не особенно популярного у нас романа «Седьмой сын» Орсона Скотта Карда (в России писателя лучше знают по «Игре Эндера»). Звучит примерно как если бы группа Iron Maiden созвала большое собрание и постановила записать идеальный прог-металлический альбом. Несмотря на прогрессивность, он переваривается очень даже легко самыми неприспособленными ушами. Свою золотую эпоху Iron Maiden закрыли идеально.
[5] «Piece of Mind», 1983
Содержит одну из фундаментальных песен хеви-метал-репертуара — «The Trooper», она про Крымскую войну, между прочим. Вся первая половина диска феноменально и запредельно хороша, да весь альбом стал бы лучшим у любой рок-группы… кроме Iron Miaden, ибо они еще полны сюрпризов и свершений.
[4] «Powerslave», 1984
Забавно, что пластинка с египетскими пирамидами-фараонами во всю обложку начинается с трека про Вторую мировую и перетекает в трек про третью мировую войну. Для миллионов фанатов «Мэйден» запись 1984 года — любимейший альбом. Мы только «за», и все же позволим себе слегка придраться. Первые два номера — «Aces High» и «2 Minutes to Midnight» — отличные, пусть и несколько надоедливые. Финальные мини-эпики «Powerslave» и
«Rime of the Ancient Mariner» вообще на все времена. Но у диска есть еще и середина, а вот там как раз ничего особенно примечательного.
[3] «Somewhere in Time», 1986
Существует теория, что половину колоссальных продаж британскому ансамблю Iron Maiden обеспечили шикарные обложки. По части конвертов пластинок они точно впереди планеты всей, и «Somewhere in Time» — самый сок или вишенка на торте. С оговоркой: чтобы оценить весь дизайн, требуется хотя бы раз в жизни подержать винил в руках. Что же касается музыкальной части, то здесь впервые услышите Iron Maiden в прогрессив-рок-режиме и, что немаловажно, обнаружите немало звуков, характерных только для этой записи. Гитаристы тогда как раз занялись экспериментами с гитарными синтезаторами. Сложное произведение, редко вставляет с первого раза, но если понравится, то навсегда.
[2] «Iron Maiden», 1980
На самом острие новой волны британского хеви-метала вот этот опус с неудержимой энергией и местами хард-роковым звуком, даже квакушки можно услышать в «Prowler». Ни одной проходной песни — слишком мощный дебютник, чтобы казаться правдой.
[1] «The Number of the Beast», 1982
В 1982 году на дворе были волшебные времена для хеви-метала. Тысячи старых и новых команд в клубах и на полках магазинов, одна другой краше. И еще ландшафт не испортил глэмовый хэйр-метал, волна которого захлестнет рынок в 1983 году. Так вот, даже на этом волшебном фоне Iron Maiden смотрелись и звучали фантастически. И здесь не просто хиты, люди слышали первые секунды риффа «The Number of the Beast», мгновенно шалели и говорили: «Беру!» А потом их окончательно добивал следующий трек — «Run to the Hills». Вот так, с наскоку, тогда могли покорить разве что AC/DC, Manowar и Accept. Однако у Iron Maiden ассортимент развлечений и трюков в разы более широкий. Уникальная бесовщина!
А теперь осталось лишь сравнить все это мысленно с «Металликой», на что мы намекали в самом начале статьи. Все альбомы Metallica от худшего к лучшему.