Предупреждение для особо чувствительных фанатов
В нашем рейтинге только студийные альбомы. Многочисленные сборники, концертные альбомы и синглы мы решили не брать, дабы не растягивать статью до неприличных размеров. Чтобы вы понимали, общая численность песен группы — минимум 1153. И это не считая других проектов Егора Летова.
[28] Psychedelia Today, 1985
На почетное 28-е место мы поместили альбом, который долгое время был скрыт от глаз и ушей слушателей. И хоть слухи о его существовании ходили, но в него верили примерно так же, как в Кыштымского карлика.
Егор записал его в 1985 году со своими давними знакомыми — братьями Александром и Валерием Рожковыми. Помогал им еще один участник группы — Константин Рябинов.
В итоге получилось что-то нелепое, сумбурное и очень сырое. Но во всей этой куче звуков и какофонии все же можно расслышать задорный абсурд, который музыканты воплотят в своих дальнейших проектах.
В общем, подробнее об этом альбоме читайте тут: 6 фактов про секретный альбом «Гражданской обороны», который Егор Летов никому не давал слушать.
[27] Игра в бисер перед свиньями, 1986
Третий альбом группы, записанный сразу после выхода Егора Летова из психиатрической больницы. По сути он является акустической версией «Красного альбома».
[26] Поганая молодежь, 1985
Альбом демонстрирует хаотичную смесь панка и минимализма, выражая протест и разочарование. Звук сырой, яркие эмоции, прямолинейные тексты.
Альбом записывался в условиях крайне ограниченных ресурсов — на магнитофоне в квартире Летова. Это стало фирменной чертой ранних записей «ГО».
[25] Хорошо!! 1987
Заряженный панковский альбом с яростными ритмами и манифестами протеста. Музыка Егора Летова звучит здесь особенно дерзко, с примитивной, но мощной аранжировкой. Альбом передает беспощадную энергию анархии.
Название альбома — отсылка к саркастическому пониманию слова «хорошо» в контексте безрадостной советской действительности.
[24] Посев, 1989
Один из самых мрачных альбомов «ГО», пропитанный духом отчаяния и разочарования. Летов углубляется в темы конца мира, внутреннего распада и общей бессмысленности. Название — дань запрещенному журналу «Посев», что подчеркивало антисоветский посыл работы.
[23] Песни радости и счастья, 1989
Яркая сатира на общественные порядки и «радужный» официоз советского времени. Под обманчиво жизнерадостными мелодиями скрывается язвительная ирония.
[22] Оптимизм, 1985
Название говорит само за себя: альбом звучит чуть светлее, чем его предшественники, но сохраняет дух бунтарства. Это своеобразная ода юности с ее парадоксами и надеждами. Летов записал этот альбом практически в одиночку.
[21] Красный альбом, 1987
Плотный, брутальный панк с явным политическим подтекстом. Летов погружается в критику тоталитаризма, передавая ее через хлесткие, гротескные образы.
Один из самых известных треков альбома — «Тоталитаризм» — стал настоящим гимном для андеграундной молодежи.
[20] Некрофилия, 1987
Хаотичный, грязный и провокационный альбом, где панковский эпатаж доходит до предела. Группа бросает вызов слушателям не только музыкой, но и текстами.
Название и содержание вызвали резкую критику даже среди андеграундной аудитории, но это не остановило «ГО».
Не пропустите! История одной песни: «Все идет по плану», «Гражданская оборона», 1988 год.
[19] Война, 1989
Тяжелый эпический альбом, посвященный теме войны — как метафорической, так и вполне реальной. Музыка мрачная, с сильным влиянием индустриального рока.
[18] Тоталитаризм, 1987
Яростный анархический манифест. Этот альбом захлестывает агрессивной подачей и резкими текстами, отражающими сопротивление системе. Треки писались под влиянием преследований Летова со стороны властей, что добавляет им остроты.
[17] Боевой стимул, 1988
Энергичный, но осмысленный альбом, где панк встречается с более мелодичными элементами. Летов исследует тему мотивации и внутреннего сопротивления.
Название альбома вдохновлено революционным жаргоном и подчеркивает его связь с борьбой.
[16] Звездопад, 2002
Постмодернистский альбом, где советские песни обретают новое звучание. Перезаписанные треки звучат более зрело и глубоко, демонстрируя эволюцию Летова как музыканта.
Альбом стал своего рода ностальгической ретроспективой творчества группы.
[15] Так закалялась сталь, 1988
Мрачный философский альбом, где панк переходит в эпическую психоделию. Летов размышляет о стойкости, внутренних конфликтах и поиске смысла.
Название отсылает к одноименному роману Николая Островского, но с ироничным подтекстом.
[14] Невыносимая легкость бытия, 1997
Погружение в лирику и философию. Этот альбом звучит менее агрессивно, но он глубже эмоционально, с оттенком меланхолии и мудрости.
Летов вдохновлялся романом Милана Кундеры, который сильно повлиял на его мировоззрение в тот период.
[13] Солнцеворот, 1997
Переход от мрачного панка к более светлому звучанию с элементами фолка и психоделии.
Этот альбом символизирует внутреннюю трансформацию Летова. Многие песни альбома были вдохновлены увлечением Летова русской культурой и славянскими мифами.
[12] Тошнота, 1989
Альбом — воплощение бунтарской энергии Летова, где он обнажает свою ненависть к фальши и лжи. Музыка хаотична и груба, что подчеркивает эмоции и посыл.
Название намекает на роман Жана-Поля Сартра и экзистенциальное ощущение отвращения к жизни.
[11] Мышеловка, 1987
Экспериментальный альбом в стиле постпанка отражает тоску и абсурдность советской жизни. Здесь впервые слышны элементы психоделии, которая станет важной частью позднего творчества.
На создание этого альбома повлияли такие коллективы, как Joy Division и The Fall, которые Летов открывал для себя в те годы.
[10] Инструкция по выживанию, 1990
Энциклопедия бунта и внутреннего освобождения. Альбом звучит как руководство для тех, кто хочет вырваться из пут общественных ограничений. Название стало символом для многих, кто видел в «ГО» источник вдохновения для личного протеста.
[9] Все идет по плану, 1988
Один из самых известных альбомов группы, где одноименный трек стал гимном целого поколения. Это произведение сочетает в себе иронию, ярость и неизбежность.
Трек «Все идет по плану» по сей день остается одной из самых узнаваемых песен в российской музыке.
И еще! Тест: Насколько хорошо вы знаете песни Егора Летова.
[8] Реанимация, 2005
Поздний альбом, где Летов звучит уравновешенно, но все еще сохраняет внутреннюю энергию. Музыка более аккуратна, тексты глубже и многослойнее.
Этот альбом стал для музыканта возвращением к активному творчеству после перерыва.
[7] Зачем снятся сны? 2007
Финальная работа группы, наполненная рефлексией и философскими размышлениями. Альбом звучит как прощание Летова с миром и публикой. Солист назвал этот альбом одним из самых личных и осмысленных в своей дискографии.
[6] Армагеддон-попс, 1989
Сумасшедшая смесь панка и психоделии. Альбом разрушает музыкальные и смысловые границы, создавая своеобразный апокалиптический праздник. Название намекает на сочетание конца света и масс-культуры, отражая дух того времени.
[5] Долгая счастливая жизнь, 2004
Возвращение к более чистому и светлому звучанию с нотами примирения со всем миром. Летов будто бы завершает бесконечный диалог с хаосом. Многие поклонники считают альбом прощанием Летова с агрессивной стилистикой ранних лет.
[4] Русское поле экспериментов, 1989
Многие считают этот альбом вершиной творчества «Гражданской обороны», потому что тут сочетаются психоделика, индустриальный шум и авангардные тексты.
[3] Сносная тяжесть небытия, 2005
Альбом подводит итог философским поискам Егора Летова. Музыка обретает структурированность, а тексты звучат как размышления мудреца, видевшего мир со всех сторон. Музыкант называл этот альбом одним из самых осмысленных и зрелых в своей карьере.
[2] Здорово и вечно, 1989
Грандиозная работа, где мрачные философские тексты о жизни и смерти переплетаются с мелодичным, но все еще бунтарским звуком. Тут Егор Летов активно экспериментировал с семплами и создавал треки, накладывая несколько звуковых слоев друг на друга и получая сложные музыкальные полотна.
[1] Лунный переворот, 2005
Альбом, где эксперименты со звуком и текстами достигают нового уровня. Летов сочетает абстракцию с четкими, почти пророческими посылами, отражая свой интерес к мистике и трансцендентному.