[15] «Spirit» (2017)
Гиганты альтернативного синти-попа похвально долго шли к тому, чтобы записать свое первое «ни рыба, ни мясо». Это случилось лишь на четырнадцатом альбоме Depeche Mode. Из эмоций здесь можно словить только тревожность и дискомфорт, а это явно не то, чем славится и почему востребована группа. Но бог с этим, мы готовы от них услышать даже озлобленный нордический сатанизм, лишь бы он был оформлен в фирменные депеш-модовские мелодии. А их нет. «Spirit» не то чтобы ахово плох, просто из всех пластинок к нему возвращаешься реже всего.
[14] «Sounds of the Universe» (2009)
Если закрыть глаза и абстрагироваться, у вас может возникнуть ощущение, будто вы слушаете то ли U2, горланящих песни Depeche Mode, то ли наоборот. Дело не в саунде даже, а в настроении: масштаб и пафос перевешивают теплоту, интимность и чувство искренности. Красивая и при этом очень искусственная пластинка. Многие пинали «Sound of the Universe» за самоповторы, да только самоповторами Depeche Mode начал страдать еще на альбоме «Exciter», а здесь проблемы посильнее. Из плюсов: головной сингл «Wrong» любопытен и атипичен, будто из 1984 года телепортировался.
[13] «Delta Machine» (2013)
В момент выхода преподносился публике как альбом с блюзовым настроением. Если сильно-сильно взбодрить воображение, такое и впрямь померещится, однако чаще мы слышим все тот же типовой Depeche Mode двухтысячных, который то и дело выдает порционно то Pink Floyd, то Джона Леннона, то еще какие-то сиюминутные веяния. Крепкая и разнообразная пластинка, жаль только, что песни не самые запоминающиеся, в этом отношении наиболее удалась «Should Be Higher».
[12] «A Broken Frame» (1982)
Самая заблудшая и потерянная пластинка Depeche Mode восьмидесятых. Сложный второй альбом: Винс Кларк ушел, Алан Уайлдер еще не пришел, а сам коллектив наверняка чувствовал себя пешкой в армаде британских коллективов романтической новой волны. Их надо уважать за то, что сделали единственно верный выбор — стали давить на грустинку и поняли, что даже самую проходную мелодию Дэйв Гаан вытащит своим вокальным интуитивным талантом. В треке «My Secret Garden» описанный трюк наиболее удался.
[11] «Exciter» (2001)
Стоило диску выйти — и показалось: все ладно, группа идет верным путем. Ведь стартовый трек «Dream On» — на твердые пять с плюсом, а остальное как-нибудь со временем хорошенько расслушается и впитается. Прежде все так и работало с каждой пластинкой Depeche Mode. Но не в тот раз. Альбом «Exciter» будто специально отталкивает и не пускает. Хотя в середине затесался еще угарный ретро-диско-хит «I Feel Loved».
[10] «Memento mori» (2023)
Энди Флетчера друзья проводили в последний путь альбомом с погребальным заголовком. Название при этом обманчиво. «Memento mori» — добрая пластинка и сильно цепляющая в мелодическом плане, в духе «Playing the Angel», только повзрослее. Истинный олдскульный синти-поп пробудился в песнях «Ghosts Again» и «Wagging Tongue». Дуэт Дэйва Гаана и Мартина Гора на закате черпнул энергии и вспомнил лучшее, чему научился за сорок пять лет.
[9] «Speak & Spell» (1981)
Единственный альбом депешей, про который можно честно сказать, что он забавный и смешной. Такое нормально для дебютной пластинки — им же было 18-20 лет, и у них еще был Винс Кларк, который писал идеальные поп-песни. Однако с ним Depeche Mode рано или поздно превратился бы в Erasure. Как танцевальный романтический синти-поп, «Speak & Spell» — из числа лучших работ той эпохи, тут хуковые «New Life», «Just Can’t Get Enough», «Tora! Tora! Tora!». А как опус Depeche Mode, его трудно оценивать.
[8] «Playing the Angel» (2005)
В 2005 году Depeche Mode решили вернуть свежесть в свои песни, и рецепт они нашли максимально правильный — сбили пафос. Нет, важность и патетика, безусловно, остались, без них бы группа мгновенно скончалась в судорогах. Просто скостили пафос наполовину и получили искреннюю арт-поп-пластинку. Краеугольные треки —
«Precious» и «John the Revelator».
[7] «Construction Time Again» (1983)
Почти индустриальный — и по звуку, и по картинке — диск Depeche Mode. Не забываем, что на дворе 1983 год, «Депеш мод» все еще мечется да блуждает в поисках настоящего «Депеш мод». В среде музыкальных критиков «Construction Time Again» принято унижать, однако для этого мы абсолютно не находим причин: крепкий и цельный экспериментальный поп-альбом без тоски и скуки, да еще с одним коронным номером на все грядущие концерты — «Everything Counts».
[6] «Some Great Reward» (1984)
Именно здесь Depeche Mode впервые в своей карьере зазвучали по-взрослому. Во вселенной Depeche Mode почему-то взросление оказалось никак не связано со скукой. Абсолютно нескучная пластинка, где есть два ударных хита — «People Are People» и «Master and Servant», а еще энергичный и одновременно затейливый финал «Blasphemous Rumours». Старт золотой эпохи, пока еще не на полных оборотах.
[5] «Songs of Faith and Devotion» (1993)
Группа изощренно и старательно создавала свой магнум-опус «Songs of Faith and Devotion». Все эти усилия, к сожалению, слышны. Ибо, несмотря на блистательный результат, альбому недостает дыхания стихии, он звучит как искусственно созданный идеальный альбом Depeche Mode. Хотя, когда играет «Walking in My Shoes», об этом можно не думать.
[4] «Ultra» (1997)
Практически рок-альбом. Да еще саунд девяностых, помноженный на саунд девяностых. У Depeche Mode был редкий великий талант — звучать максимально мрачно, при этом оставаясь естественными. Еще у The Cure такое всегда получалось без малейших усилий, а кроме них, мало у кого, — изо всех щелей и швов тотчас выползает театральщина. «Ultra» к патентованному депеш-модовскому мраку добавляет горстку агрессии, как в заводном шлягере «Barrel of a Gun». Победная пластинка.
[3] «Music for the Masses» (1987)
В России, вернее, в СССР Depeche Mode начался именно с этой пластинки. Кто-то знал и слышал их раньше, но ни о каком массовом помешательстве до 1987 года и речи не шло. Все началось резко, будто в один день. Еще вчера это была экзотичная электронная группа из Британии, а сегодня ее слушают поголовно все школы и институты, мальчики в экстренном порядке стригутся под «Депеш мод», а 9 мая по улицам идет альтернативный парад в честь дня рождения Дэва Гаана. Ничто в 1987 году не звучало так, как Depeche Mode. Это и сейчас нетрудно понять, просто включив «Never Let Me Down Again» и «Behind the Wheel».
[2] «Black Celebration» (1986)
Самая готическая пластинка Depeche Mode. Звуки черного мира, который решил немного потанцевать, раз уж во тьме никто не видит. Много эха, пыли, черных туманов и совершенно парадоксальный эффект: атмосфера альбома гипнотически манит в сон, а спать от него совсем не хочется. Ровно наоборот. Может, и были у Depeche Mode потом альбомы лучше, но именно так они больше никогда не звучали. Ударные номера — «Black Celebration», «A Question of Time» и, конечно, «Stripped». А музыкальная критика их все равно крайне не любила, перелом общественных стереотипов наступит лишь в 1990-м.
[1] «Violator» (1990)
На гребне триумфа «Music for the Masses» и концертника «101» Depeche Mode отнюдь не стали попсеть. Наоборот, зарылись еще глубже в большое искусство. По-умному, а не как дураки, которые после амбициозного авторского альбома просыпались у разбитого корыта с долгами перед рекорд-лейблом. «Violator» — амбициозный авторский проект здорового человека. Группа взялась за гитары, вытравила из себя романтическую слащавость и… в общем, все, третий шаг мог бы стать губительным. Да еще с музой им тотально подфартило: «Policy of Truth», «Personal Jesus», «World in My Eyes». И неповторимая «Enjoy the Silence» — последний гвоздь в крышку гроба того, кто захочет «Violator» превзойти.
А чтобы бытие ваше казалось грустнее и печальнее с каждой песней, окунитесь сюда: Все альбомы и сборники Nirvana от худшего к лучшему.