Еще недавно, каких-то сорок лет назад, увидеть девушек-моделей можно было исключительно на подиумах. Никто даже и не думал следить за их жизнью: за пределами индустрии они были неинтересны широкой публике. Все изменилось в 90-е. С появлением свежих лиц, а главное, новых социальных тенденций, появился и новый тренд. И эти девушки идеально в него вписались. Фотограф Дмитрий Исхаков рассказал MAXIM, какую роль в этом сыграли фотографы.
Яркие личности, каждая со своим весьма боевым характером, ст алине просто манекенами, демонстрирующими одежду, а образцами для подражания. Они как бы говорили женщинам, что это нормально — быть влиятельной, сексуальной, бороться за свои права и требовать признания своей ценности. Это и было попаданием в тренд. Именно в 90-е появился запрос на сильных, ярких, независимых женщин.
В 90-е годы супермодели приобрели статус настоящих знаменитостей. Они давали интервью, участвовали в ток-шоу, играли в кино и снимались в музыкальных клипах, были героинями сплетен в желтой прессе. Они встали на один уровень с голливудскими знаменитостями, получали огромные гонорары, превратились в очень влиятельных фигур в модной индустрии и шоу-бизнесе. И в этом была немалая заслуга работавших с ними фотографов.
Можно сказать, что «отцом» супермоделей был легендарный немецкий фотограф Питер Линдберг, который снял эти культовые кадры для Vogue. В объективе Линдберга легендарная пятерка топ-моделей 90-х — Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Татьяна Патитц, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон. Увидев этот кадр, Джордж Майкл пригласил всех этих моделей сняться в своем клипе «Freedom!», режиссером которого выступил Дэвид Финчер.
А после выхода клипа Джанни Версаче позвал их участвовать в своем показе — том самом, во время которого они подпевали песне прямо на подиуме. Victroia’s Secret теперь, кстати, тоже использует в своих знаменитых шоу моделей, которые ходят по подиуму и подпевают музыкантам, также участвующим в шоу.
Большой вклад внес и американский фотограф Херб Ритц. Кстати, он был также признанным режиссером музыкальных клипов и снял знаменитый черно-белый клип для Майкла Джексона «In the Closet» и культовое видео для Криса Айзека на песню «Wicked Game». Так что Наоми Кэпмбелл и Хелена Кристенсен появились в них не случайно.
Патрик Демаршелье, личный фотограф принцессы Дианы и один из культовых фотографов XX века, работал со всеми топ-моделями 90-х. Он дважды снимал календарь Pirelli, что само по себе является большим признанием. А одной из его визитных карточек стал снимок Кристи Тарлингтон с белой розой. Его карьера пошла под откос буквально недавно, в 2018 году: сразу несколько моделей обвинили Демаршелье в харассменте и сексуальных домогательствах. Фотограф отрицал все эпизоды, он говорил: «Люди лгут и рассказывают истории. Это нелепо». Однако крупные издательства и рекламодатели все же прекратили с ним сотрудничество.
Линда Евангелиста и Кристи Тарлингтон в яркой компании Versace — эти снимки сделал Инвин Пенн, один из величайших фотографов ХХ века. Будучи женат на первой супермодели Лизе Фонсагриф, Пенн стремился возвести фотографию в искусство. Отсюда такое внимание к деталям и необычные позы. А еще он был первым, кто придумал снимать людей на чистом белом или сером фоне.
Ричард Аведон снимал супермоделей на протяжении десятилетий, он считается одним из самых влиятельных мастеров фотографии XX века. Работал Аведон и с топ-моделями 90-х. Здесь его съемка для бренда Versace, который часто приглашал знаменитых моделей в свои рекламные кампании. Культ тела, щепотка провокации: в кадре Аведона Сильвестр Сталлоне и Клаудия Шиффер позируют полностью обнаженными, прикрываясь лишь яркими керамическими тарелками. Интересно, что спустя 27 лет эту идею бренд повторит в съемке с сестрами Хадид.
В 90-е Кейт Мосс была девушкой молодого итальянского фотографа Марио Соренти. Неизвестно, была ли протекция с его стороны, но в рекламной кампании Calvin Klein обнаженная Мосс получилась дивно как хороша. Эта фотосессия взорвала рекламный рынок и задала тренд на андрогинность в моделях, а Кейт стала одной из самых востребованных моделей 90-х.
Автором еще одной съемки с Кейт Мосс для Calvin Klein стал Брюс Вебер, сделавших огромное количество знаковых съемок, обложек журналов и рекламных кампаний. Интересно, что, как и Патрик Демаршелье, он дважды удостаивался чести работать над календарем Pirelli. И так же, как он, был «отменен» на волне движения #meetoo. В 2017 году Вебера обвинили в домогательствах несколько мужчин-моделей. В 2021 году ему удалось урегулировать конфликт. На каких условиях — неизвестно.
Стивен Мейзел получил признание благодаря фотографиям Мадонны для ее книги «Секс» 1992 года и сотрудничеству с журналом Vogue, для которого он снял фантастическое количество обложек. В своих кадрах он хотел отразить не только красоту девушки и ее наряда, но и выразить более глубокие смыслы. Образы, которые он придумывал, имели стопроцентное попадание. Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон следовали его советам беспрекословно, а любимица Мейзела юная Карен Элсон по его настоянию даже сбрила брови, за что заслужила звание самой экстравагантной модели.
Эту съемку с Кристи Тарлингтон американский фотограф Артур Элгорт, известный своим постоянным сотрудничеством с Vogue, делал в Питере в 1990 году. Постановочные кадры выходили не очень интересными, и вдруг им попались молодые курсанты, которые не отказались принять участие в съемке. В итоге получилась эта знаменитая серия.
Но только ли благодаря фотографам-мужчинам заблистали звезды-моделей? Конечно, нет. Немка Эллен фон Унверт, в прошлом модель, стала очень известным фотографом и сыграла заметную роль в истории супермоделей 90-х. Поставив сексуальность и женственность во главу кадра и играя на грани провокации, фон Унверт стала любимым фотографом многих моделей.
Фотограф, преподаватель школы фотографии и coоснователь фотостудии BestMemories