Как известно даже людям, бесконечно далеким от кино, в паузах между блокбастерами и эпиками Стивен Спилберг снимает тихие маленькие фильмы с целью донести до публики пару-тройку нехитрых нравоучений типа: берегите детей, любите лошадей, читайте на ночь Конституцию и так далее. Большинство таких картин люди забывают сразу после того, как посмотрели, а академики — сразу после того, как вручили награду. Тебе, например, очень трудно будет найти человека, который помнит, что в золотую эпоху спилберговских блокбастеров, точнехонько между эпиками «Индиана Джонс и Храм судьбы» и «Империя Солнца», тот снял «Цветы лиловые полей» о страданиях беременной чернокожей девушки в Америке начала XX века.
И формально, и по сути «Секретное досье» (The Post, 2017) должно идти ровно в ту корзину морализаторских безделушек. Однако случилось нечто непредвиденное. Чуть ли не впервые в своей практике Спилберг, экранизируя американскую историю, сделал фильм, куда более актуальный для нас, россиян. Актуальный настолько, что невольно ежишься, глядя на экран, и посматриваешь по сторонам, не застукали ли тебя власти за просмотром «Секретного досье».
Кино вещает о том, как в США в эпоху президентства Ричарда Никсона журналисты газет The New York Times и The Washington Post раздобыли громадных размеров тайное досье, доказывающее, что вся политика США в ходе Вьетнамской войны состояла исключительно из лжи, надувательства, покрывательства и беззакония.
The New York Times первой сделала сенсационную публикацию, и это для нее хорошо. Но репрессивный механизм правительства США среагировал мгновенно, и это для нее плохо. За считаные часы Белый дом выбил себе нужные судебные решения, которые запретили все дальнейшие публикации. Прямо как в недавней российской истории с Рыбкой олигарха.
Однако в Америке работают законы и суды, в чем ее принципиальное отличие от Российской Федерации. Главный редактор, издатель и юрист газеты The Washington Post обнаружили, что юридически запрет касался только нью-йоркской газеты, а другие издания могут публиковать досье дальше. Тут же на экране раскручивается блокбастер: успей напечатать и развести по киоскам газету с передовицей за один день до того, как тебя задавят прокуроры, политики, олигархи и спецслужбы.
В принципе, это и похоже на блокбастер: как всегда, ключевые решения принимаются в последнюю секунду, рояль из кустов выпрыгивает, когда все уже пропало, — одним словом, беготня Тома Хэнкса по коридорам издательств и госучреждений похожа на пробеги Индианы Джонса в туннелях с гигантскими шарами и ядовитыми дротиками.
Приятно стареющий Том Хэнкс, к слову, играет главного редактора The Washington Post, а другая любимица публики, Мэрил Стрип, в ответе за роль хозяйки издательства. Снималось «Досье» по сценарию Джоша Сингера, того парня, который придумал точно такой же мощный производственный фильм про журналистов «В центре внимания». Тот фильм получил «Оскар» за лучший фильм года, но все так шумно радовались из-за статуэтки Леонардо Ди Каприо, что никто так и не понял, кому вручили статуэтку за лучшее кино. А вручили ее кинофильму про газетчиков, раскрутивших педофилический скандал католической церкви.
«Секретное досье» будет даже покрепче своего оскароносного предшественника. Во-первых, тут Спилберг. Во-вторых, Хэнкс со Стрип. В-третьих, действие происходит еще в эпоху пишущих машинок и допотопных печатных станков с гранками, а подобный антураж временами одаривает фильм почти стимпанковыми зрелищами. Спилберг умеет делать красиво.
Пусть даже «Досье» заканчивается торжеством правды и свободы слова, нашему зрителю от этого совсем не легче. Он в шоке наблюдает, как жесточайшая репрессивная машина американского государства буксует и отступает, наткнувшись на такую сущую мелочь, как пресса и независимый суд. Такие фильмы показывать россиянам даже опаснее, чем «Смерть Сталина».
Обрати внимание на доказанный научный факт: президент Никсон после этой громкой истории продержался на посту всего лишь три года, пока ему не настучали по голове импичментом. Чем бы кончилась аналогичная история у нас, можешь придумать сам, это несложно. Мэрил Стрип точно бы свалила в Лондон с концами.
«Секретное досье» (The Post). Режиссер: Стивен Спилберг. Сценаристы: Элизабет Ханна и Джош Сингер. В ролях: Мэрил Стрип, Том Хэнкс, Сара Полсон, Боб Оденкёрк. В российском прокате с 22 февраля 2018 года.