1. Кто в кресле
У каждого великого фильма есть свой великий режиссер, и все его поминают добрым словом. Спилберг там, Тарантино или братья Коэн. Однако попробуйте спросить людей, кто же снял «Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs), как наступает неловкая пауза и неприятный холодок пробегает по телу. Потому что снял его непонятно кто, даже трезвые участники дискуссии лезут в блокнот, точнее говоря, в Википедию за уточнениями.
Кинопостановка каннибальского триллера — заслуга режиссера Джонатана Демми. Он выходец из треш-кинематографической индустрии, начинал карьеру с легендой второсортного кино — продюсером Роджером Корманом. Забавно, что через Кормана в большое кино просочились также Коппола, Кэмерон и Скорсезе.
Ничем выдающимся Демми до «Ягнят» не отметился, хотя числился в каталоге крепких ремесленников Голливуда. Что же касается его карьеры после триумфа «Ягнят», то Демми удержал высокую планку в следующей картине «Филадельфия», после чего успокоился и постепенно вернулся к тому самому крепкому ремесленничеству. Он умер в 2017 году.
Его фирменным стилем считалось подводить камеру к самому носу актера — так, чтобы зритель себя чувствовал — цитируем режиссера — «в ботинках его собеседника». Собственно, в «Молчании ягнят» этот прием отработан на сто процентов с гаком.
2. Кто за столом
Кроме режиссера-постановщика у фильма был еще один отец — тот, кто придумал и создал всю историю, сидя за писательским столом. Это тоже американец, известный как Томас Харрис. Был он человеком скрытным, какими-то экстраординарными выходками тоже не отличался. Как, впрочем, и плодовитостью: всего опубликовано пять его романов, из них четыре про Ганнибала Лектера: «Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение».
С учетом продаж книг, отчислений с фильмов и заказов на помощь в создании сериалов, денег на жизнь писателю хватало. В начале 2019 года Томас Харрис анонсировал новую книгу «Кари Мора», однако она совсем не про Ганнибала Лектера.
Неплодовитость писателя живописно разъяснил Стивен Кинг, заявивший, что для Томаса Харриса сам процесс писания является страшной пыткой.
Томас Харрис не захотел принимать участия в постановке фильма, да и вообще не склонен был с кем-то общаться. Так что для съемочной группы стало приятной неожиданностью, когда он прислал ящик вина после оскаровской церемонии.
3. Кто на новенького
Далеко не все это знают, поэтому напоминаем, что первым фильмом о похождениях плотоядного Ганнибала является вовсе не «Молчание ягнят». Гораздо раньше, в 1986 году, на экраны вышел фильм «Охотник на людей» (Manhunter), снятый Майклом Манном по книге «Красный дракон». Лектера там играет актер Брайан Кокс, тоже британец, как и Энтони Хопкинс. Правда, шотландский британец, не валлиец.
В те времена фильм прокатился в кино без особого успеха, не отбив 15-миллионного бюджета. Однако, если пересматривать «Охотника на людей» сейчас, наверняка поймаешь себя на мысли, что то был вполне достойный, крепкий триллер. Еще бы, режиссер Майкл Манн тогда только всходил на голливудском горизонте, но уже был Майклом Манном. В девяностые он снимет одну из главных криминальных драм эпохи — «Схватку» с Аль Пачино и Робертом Де Ниро.
4. Всем сестрам по серьгам
Фильм «Молчание ягнят» стал не только кассовой, но и оскаровской сенсацией. Академики в принципе не жалуют хорроры-триллеры, даже «Изгоняющий дьявола» не получил важных статуэток. И вдруг «Ягнятам» вручили так называемую «большую пятерку» — «Оскары» в пяти самых важных категориях: лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий, лучший актер и лучшая актриса.
С Энтони Хопкинсом вышло особенно смешно, ибо его выдвинули на «Оскар» за главную роль, хотя в фильме на экране он проводит мизерное время — всего 24 минуты. Это почти рекордный результат в летописях киноакадемии. C персонажем Джоди Фостер Хопкинс в фильме видится только четыре раза.
Один из актерских фокусов Энтони подглядел у своего лондонского друга — тот почти никогда не моргал, поэтому его взгляд пугал людей до жути. Идея нарядить Ганнибала в белое также принадлежит актеру: ему белый халат напоминал о зубных врачах, которые тоже наводят жуть на любого обывателя.
5. Кто убийца?
Публика любит порассуждать, был ли у маньяка-живодера Буффало Билла (его играл Тед Левайн) реальный прототип. Считается, что это собирательный образ. В основе его лежит, во-первых, реальный киллер Эд Гин, который прославился живодерскими повадками и стал фундаментом для киношных негодяев в таких фильмах, как «Психоз» Хичкока, «Техасская резня бензопилой» и не только. Вторым прототипом засчитан Тед Банди, жизнь которого MAXIM описал в подробностях. Третьим прототипом Буффало Билла называют похитителя женщин, садиста Гэри Хейдника.Что касается самого Ганнибала, то его история вдохновлена отношениями профессора криминалистики Роберта Кеппеля и вышеупомянутого маньяка Теда Банди. Банди помогал криминалисту вычислить другого легендарного киллера — Убийцу с Зеленой Реки. По словам режиссера фильма, Лектер в глубине души хороший человек, просто он заперт в теле сумасшедшего.
6. За стеклом
В романе, да и в реальной жизни, такого рода преступники сидят в своих камерах или карцерах за решеткой, а не за прозрачной перегородкой. Создатели фильма поначалу не хотели нарушать традиции, однако быстро поняли, что толстая решетка разрушает для зрителя близость между Кларисой и Ганнибалом. Отсюда и пошли в кино стеклянные камеры.
7. Кто следователь?
ФБР неожиданно решило принять активное участие в подготовке к съемкам. По мнению руководства Бюро расследований, такого рода кино должно было привлечь в ряды рекрутов больше женщин. Говорят, реально сработало.
Роль же досталась Джоди Фостер неспроста: она прочла книгу еще в 80-е годы и предприняла активные попытки выкупить права на экранизацию. Однако актер Джин Хэкмен победил ее в торгах.
Немудрено, что Джоди сразу же попросилась в съемочную команду «Молчания ягнят», однако чем-то не угодила режиссеру, он ей отказал. Лишь под давлением продюсеров (Фостер все-таки звезда) Джонатан Демми пустил ее в проект и ни разу потом об этом не пожалел.
Джоди всегда потом говорила, что это одна из ее самых любимых ролей в кино.
8. Иллюзия обмана
Напоследок маленький фокус, который далеко не все раскусили.
На афишах фильма изображен мотылек мертвая голова, однако контур черепа на нем вовсе не природный. На самом деле это фрагмент картины Сальвадора Дали In Voluptate Mors, где семь обнаженных женщин образуют силуэт черепа.