В общем, чтобы ты не смотрел этот фильм бездумно, мы нашли на съемочной площадке трилогии собственных инсайдеров — Бенедикта Камбербэтча (Дракон Смауг) и Мартина Фримана (Хоббит Бильбо) — и попросили их раскрыть самые важные этапы производства и прочие спойлеры фильма.
01
Кастинг на роль Смауга
Бенедикт Камбербэтч
Мой отец читал мне в детстве эту книгу, а он актер, и ему приходилось играть дракона, но только для своего сына. Но семя было посеяно, и когда я узнал об этом проекте, у меня была только одна мысль: «О Боже, я обязательно должен получить эту роль, именно эту». Я был невероятно рад, что моя запись попала к Питеру Джексону и он увидел в ней что-то стоящее, и назначил мне встречу. И тут все завертелось. Понятно, что «Шерлок» был на вершине успеха, и Питер, конечно, об этом знал, но я все равно считаю, что мне невероятно повезло. На эту роль пробовались многие безумно талантливые актеры, так что я очень волновался. Но роль досталась мне. И это не только голос, я надевал специальный костюм с датчиками для осуществления технологии «motion capture», я передавал персонажу свои физические черты, давал рекомендации по созданию персонажа ребятам из компании WETA, занимающимся спецэффектами, хотя конечный результат, созданный ими, все равно превзошел все мои ожидания.
02
Сцена с Гэндальфом, Бильбо и кольцом
Мартин Фриман
Бильбо чуть было не проболтался Гэндальфу про кольцо, но в самый последний момент передумал и заменил слово «кольцо» на слово «смелость». Мы видим, как Гэндальф внимательно изучает его, думая: «Что же ты на самом деле хотел сказать?» Я обожаю этот момент, обожаю, как Гэндальф смотрит на Бильбо, пытаясь прочесть его мысли. Но не тут-то было, Бильбо хочет сохранить свою маленькую тайну. Он очень быстро попадает под власть кольца. Еще в пещере Голлума стало ясно, что он не хочет расставаться с кольцом. Он мог бы швырнуть кольцо Голлуму и улизнуть, но он этого не сделал. В кольце есть что-то необъяснимое для Бильбо, что-то, что мешает хоббиту с ним расстаться.
03
Работа над ролью Смауга
Бенедикт Камбербэтч
Да, он совсем не простой персонаж, в нем много человеческих качеств, поэтому-то и нужен был актер, а не просто какой-то голос, созданный при помощи компьютера, или... Я даже не знаю, как еще это можно было сделать. Его нужно было «оживить», привнести в него человеческие черты, ведь это не просто фантастический сюжет, это история, тесно связанная с нашей реальностью.
Но это не умаляет его выдающегося фантастического существа. Он дышит огнем, летает и живет на груде золота под горой. В этом много символизма. А как он обращается с Бильбо в одной из сцен! Смауг очень мудр, сообразителен, обаятелен и спокоен, а потом он вдруг приходит в ярость, в настоящее бешенство, его охватывает тщеславие, у него то и дело меняется настроение и тон. И все это происходит очень хаотично, на грани с психопатией. Поэтому мне было особенно интересно показать этого персонажа именно с помощью технологии «motion capture», а не просто озвучить его. Думаю, мои старания оправдали ожидания.
04
Торин Дубощит
Мартин Фриман
Торин преследует собственные цели, он хочет вернуть свою родину, свои права, которые, как ему кажется, принадлежат ему по рождению. Так что, по-моему, он не особенно-то думает о Бильбо и влиянии Бильбо на него самого и на группу. Но к концу фильма Бильбо все-таки удается оставить некий отпечаток в сознании Торина. Он признает, что Бильбо — довольно ценный член их команды. Однако, чем ближе они подходят к Эребору, тем больше он концентрируется на своей собственной миссии.
05
Режиссер Питер Джексон
Бенедикт Камбербэтч
Я бы с радостью рассказал вам что-нибудь плохое про него, что от него плохо пахнет, что он вздорный и вообще полный придурок, но я не могу, потому что он уж очень милый парень. Работа над фильмом — это трудоемкий и очень длительный процесс, а с ним ты чувствуешь себя как дома, ты — часть команды, часть семьи. Он очень терпелив и старается уважать методы работы каждого, он готов идти на компромисс.
И он ходит, такой простой, босиком в шортах и рубашке с короткими рукавами и говорит: «Посмотришь сценарий или хочешь, чтобы мы сразу начали работать?» А я такой: «Ну, надо сначала обсудить». А он: «Ну да, конечно, давай обсудим». Он — поклонник актеров, с которыми работает, поклонник их работы и той работы, которую делает с ними вместе. И, конечно, он поклонник Толкина. Он — человек, который любит и уважает эти книги. Так что все в надежных руках. А каким он обладает воображением, какой потрясающей способностью — переключаться из режима работы лицом к лицу с актером в режим работы со спецэффектами, или обработки звука, или просто обсуждения каких-то технических деталей или бюджета. Он очень, очень грациозно перемещается между всеми процессами создания фильма, при этом ни на минуту не прекращая работать. Он спокоен, собран, методичен и просто неутомим. Он никогда не останавливается.
06
Декорации и пейзажи Новой Зеландии
Мартин Фриман
Новая Зеландия — неотъемлемая часть трилогии. Это был как бы еще один набор декораций, находившийся в нашем распоряжении. Разумеется, декорации, которые создавала наша невероятно талантливая команда, потрясали, но когда выходишь на природу и смотришь на окружающую тебя картину, дух захватывает еще больше. Эти пейзажи придают фильму еще больше масштабности. Пит хотел создать нечто эпическое, и, думаю, его замысел реализовался на сто процентов.
07
Кто такой Некромант
Бенедикт Камбербэтч
Некромант, в отличии от Смауга, представляет собой совершенно другую форму зла, которое еще не успело найти своего воплощения в жизни. Он наполнен совершенно другой энергией. Смауг агрессивен, он сам наступает в атаку и разрушает все на своем пути. Он выплескивает всю свою энергию, когда, извергает пламя или летает. А вот Некромант… Он словно черная дыра, которая поглощает все светлое и хорошее, он питается добром, чтобы затем пустить все накопленные силы на злодеяния. Как мы знаем, он перевоплощается в Саурона, а глаз Саурона в фильме «Властелин колец» — это еще один совершенно другой вид персонажа-антагониста — неземной, мистический, страшный, даже сатанинский.
08
Съемка сцены с хоббитом и драконом
Мартин Фриман
Я обожаю эти сцены. Хочу сказать, что в книге они тоже впечатляют. Пит сделал все в лучшем виде — результат потрясающий. Правда, эту сцену пришлось монтировать, потому что мы с Беном не могли работать над ней одновременно. Тем не менее, все вышло просто прекрасно. Эта сцена держит в невероятном напряжении, ты так и ждешь, что дракон в любой момент учует Бильбо. Поэтому Бильбо приходится очень быстро соображать, чтобы перехитрить это жадное, злобное существо. В то же время, мне кажется, в Смауге все-таки есть что-то очень привлекательное.
09
Ценность первоисточника
Бенедикт Камбербэтч
Я думаю, что книга «Хоббит» изобилует метафорами и аллегориями, и, полагаю, большое значение имеет то, что она написана во времена великого противостояния в начале ХХ века, в период между двумя мировыми войнами. Толкин создал произведение, которое легко можно перевести на язык всем понятных, общечеловеческих ценностей. Думаю, история этого вымышленного мира получила такой отклик, потому что путешествие Хоббита, эволюция Бильбо Бэггинса и его превращение из пацифиста-домоседа в случайного свидетеля, участника и, впоследствии, героя — это самая настоящая история обретения мужества.
Это чудесная сказка, повествующая о совершенно обычном герое, который сумел совершить великие подвиги в невероятно опасном мире. Это очень вдохновляющая история о мужестве.
10
Бильбо Бэггинс
Мартин Фриман
Я думаю, по сути, характер Бильбо Бэггинса остался прежним, я не могу сказать, что он перестал бояться. Ему по-прежнему страшно, но он оказывается в ситуации, в которой у него просто нет выбора. Когда он был в Шире, он мог выбирать. Он не обязан был ничего этого делать. Но нам не следует забывать, что он сам выбрал приключение. Его никто не похищал, на него никто не давил. Он спустился в гостиную, увидел, что гости ушли, и бросился за ними со всех ног, потому что понимал, что его жизнь слишком скучна и безопасна. Вот почему он выбрал путешествие. С самого начала второго фильма он уже оказывается в гуще событий. Это он спасает всех из темницы, он устраивает побег в бочках. Теперь его роль в группе неоценима. Он уже не просто талисман, который гномы решили взять с собой. Он, несомненно, заслужил свое место за общим столом.