Глазная боязнь
Джеймс Кэмерон в момент, когда приступил к созданию «Терминатора», для Голливуда являлся полным нулем и ничтожеством. У него за плечами был лишь второсортный сиквел хоррора «Пираньи», который ему тоже достался случайно, после того как капризный продюсер уволил первого режиссера. «Пиранья-2» далась Кэмерону несладко, под конец съемок он и вовсе слег в больницу, где в лихорадочном бреду ему почудился железный человек с красным глазом, который преследует женщину.
Как только Джеймса выписали, он начал из этого бредового сна выстругивать сценарий, при этом отчетливо понимал, что огромных денег на декорации мира будущего ему никто никогда не даст. Поэтому он придумал изящный ход — перенести робота из будущего в наши реалии! Сценарий приходилось писать буквально на коленке: бедствовавший Кэмерон жил в машине Лэнса Хенриксена, актера из «Пираньи».
Свой среди чужих, чужой среди своих
Забавно, что, когда фильм «Терминатор» был готов, но еще не добрался до киноэкранов, Джеймса Кэмерона позвали в Англию снимать продолжение фильма «Чужой», где тамошние киношники тоже сочли его нулем без палочки и поначалу саботировали любое с ним сотрудничество. А после выхода «Терминатор» получил неожиданную поддержку от представителей куда более серьезного кино.
Даже Пушкин русского кино — Андрей Тарковский при всем своем дистанцировании от Голливуда оказался приятно впечатлен историей о роботе-убийце из будущего. Да и критики неожиданно проявили благодушность: «Терминатор — это как модернизированный Грязный Гарри. Никаких прелюдий, а сразу пушки, пушки и еще больше пушек!» — типичный радостный отзыв кинокритика той эпохи.
Знакомство с Арнольдом
История о том, как Шварценеггер превратился в киборга T-800, хорошо известна и миллион раз пересказана, но она настолько душевная, что MAXIM не удержался ее повторить. По сценарию терминатор должен был быть обычным с виду человеком — об этом в фильме говорится открытым текстом, иначе бы повстанцы роботов вычисляли мгновенно.
Поэтому режиссер искал на роль терминатора человека с любыми характеристиками, но точно не шварценеггеровскими. Первоначальным кандидатом был любимец Кэмерона Лэнс Хенриксен, Арнольда же прислали к нему на кастинг с совершенно иной целью — сделать из него Кайла Риза. Когда режиссер ввел Арнольда в курс дела, Шварценеггер неожиданно стал вслух рассуждать о том, что робот-убийца — адская штуковина, которая может вот так сурово ходить, а вот так круто палить из пушек и цедить всякие классные словечки, а еще делать страшную-страшную морду кирпичом. Тогда Кэмерон вдруг понял, что вот именно сейчас перед ним самый настоящий терминатор.
До описанных событий предлагали роль киборга безумному Максу — Мелу Гибсону. Австралиец отказался, он здраво рассудил, что это совсем не его персонаж (после выхода кинофильма Гибсон подтвердил, что из Шварценеггера получился идеальный терминатор). А что же Лэнс? Ему дали утешительную роль полицейского.
Кибертанк
Несмотря на то что Шварценеггер представляется нам прирожденным терминатором, для фильма ему пришлось проделать колоссальную работу не только актерскую, но и армейскую. На протяжении месяца ежедневно Арнольд упражнялся с оружием, включая разборку и сборку вслепую. Целью было достичь предельного автоматизма в обращении с пушками, то есть выглядеть как стопроцентный боевой робот, а не какая-то там дешевая человеческая подделка.
Оттачивались даже умение не щуриться и не моргать при стрельбе, а также способность одинаково бойко орудовать правой и левой рукой. Вечно издевающийся над Голливудом журнал Soldier of Fortune после выхода «Терминатора» разразился целой одой, восхвалявшей актера и его оружейные навыки на экране.
Бойцы подполья
То явление, что львиная доля фильма «Терминатор» происходит в ночной полутьме, имеет не только творческое, но и чисто практическое разъяснение. Джеймс Кэмерон был одним из тех режиссеров, которые активно практиковали метод «партизанской» съемки — сказалась его практика в независимом кино у Роджера Кормана в семидесятые годы.
Дело в том, что для съемок на уличных локациях в США необходимо визировать специальные разрешения, огораживать и готовить площадку и так далее. Независимым киношникам некогда заниматься такой ерундой, да и денег мало, поэтому они снимают на улицах нелегально, стараясь не попадаться. В «Терминаторе» подобным образом отснятого материала выше крыши. Команда ночью приезжала на какой-нибудь перекресток, разворачивала оборудование, выпихивала из вагончика Шварценеггера в гриме и быстро все снимала до приезда полиции.
Поэтому, кстати, в фильм попало немало случайных, ни в чем не повинных прохожих. Финальная сцена с отъездом Сары в просторы пустыни отснята тоже на нелегальной локации и привлекла армаду полицейских, от которых отделаться оказалось проблематично.
Возвращенец
В исходном сценарии вместо фразы «I'll be back» значилось «I'll come back». Это стоит отдельного пункта в нашей статье! Впрочем, можно добавить еще и то, что Джеймс Кэмерон быстро пришел к разумной мысли, что Шварценеггеру в этом фильме надо болтать еще меньше, чем в «Конане-варваре». В сценарии «Конана» (который, кстати, писал Оливер Стоун!) за актером числилось 24 строки текста. В «Терминаторе» его словоблудие подрезали до 14 строк!
Никаких жидкостей на площадке!
Жидкий терминатор, способный к деформации и универсальной адаптации, был придуман Джеймсом Кэмероном еще для первого фильма. В сценарии поначалу рассказывалась история сразу о двух киборгах, присланных из будущего; один был жидким, а второй — типовой робот-убийца.
Довольно быстро стало понятно, что с тогдашним уровнем кинотехнологий и анимации жидкий терминатор или не получится вовсе, или будет выглядеть по-идиотски дешево. Идею отбросили, но Кэмерон не забыл о ней и во многом использовал свой фильм «Бездна» для обкатки новых компьютерных технологий. После чего уже задействовал их по полной во второй части саги о терминаторах.
Большой качок для человечества!
Обрати внимание еще на одного терминатора, который ненадолго появляется в фильме в кадрах из будущего. Его играет Франко Коломбо, еще одна легенда бодибилдинга и пауэрлифтинга, многократный обладатель титулов «Мистер Вселенная», «Мистер Олимпия», да еще неразлучный друг сам знаешь кого. Поэтому его можно заприметить и в других картинах с Арнольдом: «Качая железо», «Бегущий человек» и тот же «Конан-варвар».
Чудо-женщина
Напоследок еще бесполезная, но занимательная информация. Саре Коннор на момент событий фильма исполнилось 18 лет — это можно вычислить, глядя вторую серию фильма, где озвучиваются все необходимые исходные данные: возраст сына, матери и т.д. Так что актриса Линда Хэмилтон на десять лет старше своего персонажа.
Кстати, мы тебе еще не говорили, что она вышла замуж за Джеймса Кэмерона после съемок второго «Терминатора»? Если нет, то вот, говорим. Надо заметить, что «Терминатор» в СССР был подпольным видеофеноменом, однако Линда успела засветиться на большом советском экране: в широкий прокат вышли два фильма с ней — «Восход „Черной луны“» 1986 года и невероятно популярный среди советского народа «Кинг-Конг жив» того же года.