Есть люди, которых можно слушать часами и с восхищением. Режиссер, четырежды номинант на премию «Оскар» Майкл Манн как раз из таких. Издание Vulture поделилось с MAXIM результатами беседы с 80-летним маэстро. Самой картины мы пока еще не видели, хотя ждать осталось недолго: в российский прокат «Феррари» выходит 21 декабря.
Когда вы впервые увидели тачку Ferrari?
Я учился в киношколе в Лондоне. И должен сказать, меня не особо интересовали автомобили. Но эта машина была чем-то совершенно другим. Это было похоже… я даже не знаю… на скульптуру, которая вдруг начала двигаться! Эта машина была словно какой-то зверь — дикий, красивый, изысканный.
И все же в сценах гонок в вашем фильме «Феррари» возникает ощущение, что это опасные и несовершенные машины в плане надежности.
Да, так и есть. Машины Ferrari действительно дикие. Они смертоносные и могут убить в мгновение ока. У них больше силы, чем может выдержать пилот. У них больше мощности, чем могут выдержать тормоза. Одна маленькая ошибка — и последствия будут катастрофическими. Гоночный автомобиль был императивом этой компании, а легковые автомобили были второстепенными.
Как Энцо из этих смертоносных убийц сделал предмет всеобщего восхищения?
Примерно в 1947 году у Энцо возникла гениальная идея. До этой идеи считалось, что нет в мире ничего более бесполезного, чем гоночный болид прошлого модельного года. Их буквально переплавляли на металл. Но в какой-то момент Энцо подумал: почему бы мне не добавить в эту устаревшую гоночную машину качественный кожаный салон и не покрасить ее? Может быть, найдется кто-то настолько глупый, что решит купить ее?
Идея сработала. Люди действительно покупали авто, которое ездит на оборотах от 5000 до 8000 в минуту. Забавно, что такую машину ни в коем случае нельзя жалеть: она предназначена для жесткой езды, иначе просто перестанет ездить. Вот почему жители пригорода, которые все-таки покупали Ferrari в 60-х, часто повторяли: «Машины Ferrari не ездят. Они ломаются».
Что вы узнали о характере Энцо, когда начали его изучать?
У него был своего рода неопределенный эмоциональный статус. Он всегда знал, что независимо от того, насколько хорошо идут дела, что-то скверное не за горами. Его характер всегда был в режиме обороны, а разум придумывал очередные стратегии. Именно поэтому он назвал автобиографию «Мои ужасные радости».
Он был очень бдительным и невероятно остроумным. Я получаю настоящее удовольствие, и моральное, и эстетическое, когда смотрю записи с его участием. Он всегда мог сделать так, чтобы его не заметили, но, сняв очки, он приковывал к себе внимание толпы. Его загадочность носила стратегический характер. Он не хотел, чтобы кто-нибудь знал, о чем он думает. Для меня он эталон действительно очень вдумчивого и глубокого человека.
Впервые вы начали работу над этим фильмом еще в 90-х годах. Почему он вышел только сейчас?
Было много сложностей. Например, с выбором актера. Кристиан Бэйл и Хью Джекман ранее были назначены на роль Энцо. Бэйл отказался от участия из-за проблем со здоровьем, связанных с постоянной сменой веса для его ролей. Потом я решил изменить сюжет. Например, сделать Пьеро, второго сына Энцо, центром финального акта картины. Приняв это решение, я подправил его присутствие в картине и использовал его как главный показатель системы ценностей. Этого всего не было в 90-х, когда мы с Сидни Поллаком работали над проектом.
К слову, Пьеро Феррари, сын Энцо и теперешний вице-президент бренда, уже видел ваш фильм. Что он сказал?
Я знаю Пьеро 25 лет. Я хотел, чтобы он прочитал сценарий еще до старта съемок, во времена, когда я только начинал работать над проектом в 90-х. Но он отказывался. Говорил, что полностью мне доверяет. Но теперь, во время подготовки к съемкам, он все-таки прочитал новый сценарий, и ему было что добавить. Он дал очень много ценных идей и, скажем так, уникальной информации. Например, как оказалось, Энцо ни разу в жизни не заварил себе кофе. Он никогда не брился сам. Также Пьеро рассказал подробности отношений своего отца с Джакомо Куоги. Куоги был одним из ближайших друзей и доверенных лиц Энцо. В фильме его играет Джузеппе Бонифати. Энцо и Куоги часто ссорились и кричали друг на друга. Поэтому они поставили в офисе вторую дверь, чтобы люди не могли слышать их постоянные скандалы.
Что есть в Адаме Драйвере, что заставило вас посмотреть на этого крепкого 39-летнего американца и подумать: «Он мог бы сыграть пухлого 59-летнего итальянца?»
Адам Драйвер просто великолепный актер! Он как Роберт де Ниро. Меня заинтересовала его игра в фильме «Брачная история». Затем была сцена в «Удаче Логана»: Драйвер играет ветерана войны в Ираке, который теперь работает барменом. Он и его брат Джимми, которого сыграл Ченнинг Татум, пытаются ограбить гоночную трассу NASCAR. Я чувствовал целостность и неистовые артистические амбиции Адама. Я видел, как он строг к себе и как предан своему делу. Если что-то идет не так, он изрядно ругает себя, и я делаю то же самое! Плюс он может быть очень забавным как перед камерой, так и за ее пределами. А Энцо был забавным.
У Адама Драйвера и Пенелопы Крус в фильме «Феррари» не то чтобы романтическая химия, в то же время их отношения безумно эмоциональны. Как этого удалось добиться, в чем секрет?
Никакого секрета. Просто Пенелопа Крус — это сама сила первобытной мощи, раскованности и эпатажа. Помню, каждый раз, когда на площадку приходил парикмахер и делал ей прическу, сразу появлялся я и портил ее. Дело в том, что она сногсшибательная, будто удар молотком! Я старался, чтобы она выглядела чуть менее красивой, похожей на человека.
В целом меня восхищают женщины в этом фильме, эти персонажи удивительны! Например, Лина Ларди на самом деле не любовница Энцо. В отзывах, конечно, все назовут ее именно так, но на самом деле она вторая семья Феррари. Она была настоящим домом для Энцо. Единственные фотографии Энцо, когда он находится в полном покое, — это те, где он лежит на лужайке в Кастельветро с расстегнутой рубашкой и сдвинутым набок галстуком. Он играет с юным Пьеро, а рядом сидит Лина Ларди.
С другой стороны, его чувственная жизнь с Лаурой уже была окончена, а их сын Дино мертв. Лаура продолжает жить этой потерей. Мне кажется, что ее горе было настоящей тюрьмой. А как ведут себя осужденные? Как ты воспринимаешь мир, находясь в психологической тюрьме? У нее нет будущего. И нет, этого ужасного, приторного термина «исцеление» для нее просто не существует.
Вы были продюсером фильма «Ford против Ferrari» и даже участвовали в написании сценария. Чем ваша версия отличалась от версии Джеймса Мэнголда?
Да, я разработал сценарий вместе с Джеймсом Мэнголдом. Но я не был режиссером на этом проекте. Скажу честно, у меня был бы свой финал для этого фильма, более достоверный. Моя версия тоже заканчивалась смертью Кена Майлза во время тест-драйва. В итоге эта сцена была снята издалека и без объяснения причин, по которым он разбился. Я же хотел показать, как Кен покончил жизнь самоубийством. По моей теории он врезался в стену неслучайно. И все же я считаю, что «Ford против Ferrari» получился отличным фильмом!
Напоследок напоминаем, что на днях MAXIM, вдохновляясь кинофильмом, опубликовал подборку самых легендарных итальянских тачек: 10 самых ярких Ferrari, о которых стыдно не знать мужчине.