Фильмов про опасно дряхлеющих наемных убийц все больше с каждым днем. Такое ощущение, будто каждый артист в молодости мечтал о карьере киллера, но лишь на старости лет готов в этом признаться, когда уже нечего терять. Или посмотрел на Джона Уика и сменил свои пенсионные планы.
Хитмен Джон Нокс не просто стар, он стар настолько, что его коллеги все еще читают новости в бумажных газетах. А доктора копаются в его голове и находят затаившийся симптом болезни Крейтцфельда — Якоба. Это как Альцгеймер, только еще паршивее.
И вот на первом же после диагноза задании Нокса накрывают провалы в сознании. А стреляет он все так же метко, хотя и не в состоянии сообразить, в кого и почему стреляет. Тренированный убийца с подобным дефектом — как мартышка с авоськой гранат. Точнее, как двадцатилетние мартышки (примерно таков срок жизни этих приматов).
Наступает момент, когда к нему приходит за помощью его собственная семья, для которой он всю жизнь был хуже Гитлера, ибо душегуб. Приходится вспомнить то, что хитмен еще в состоянии вспомнить и заняться хитроумными процедурами по соучастию и сокрытию следов преступления.
На Нокса открывает охоту убойный отдел, и, в отличие от киллера, у оперативников голова и память в полном порядке. Нечестный расклад, с гандикапом. Да только у Джона Нокса есть другая высшая сила на подхвате — еще более дряхлый соратник-советник с лицом 83-летнего Аль Пачино.
Предсказуемо и оттого не менее интересно, что уже к середине кинофильма похождения преступника приобретают очертания классики «Помни»: приходится оставлять самому себе записки и узелки на память, чтобы припомнить, что делал вчера и каким именем планировал называться завтра. И делать вид, будто ты в полном порядке. В общем, заниматься такими вещами, которые на экране убедительно показывать невозможно, если ты не артист уровня Майкла Китона. А Майкл Китон — артист уровня Майкла Китона. Даже в свои 72 года.
Майкл Китон самостоятельно в качестве режиссера поставил безупречно мрачный триллер об ожидании смерти. О неприятных часах, которые помогают скоротать разговоры с собственной совестью. И чтоб вы сразу знали, тут не про беготню с пистолетами (хотя пострелять придется), а о хитроумной многоходовочке, цель которой — предотвратить ходку на зону.
Главное свойство ленты «Хитмен. Последнее дело»: она запоминается, причем без записок и узелков на память. Это как «Отец» или «Земляничные поляны», где главный герой встречает размытые образы прошлого, но вместо оскаровской статуэтки у него в руках пистолет.
«Хитмен. Последнее дело» в российском кинопрокате с 4 апреля. В ролях Майкл Китон, Аль Пачино, Джеймс Марсден, Марша Гей Харден. Режиссер Майкл Китон.