Слово «serenity» («безмятежность»), видимо, вызывает икоту у российских прокатчиков-локализаторов. Ибо сперва этим словом в Голливуде обозвали космическую оперу 2005 года (в нашем прокате ее нарекли «Миссия Серенити»), а теперь под точно таким же названием выходит детективный триллер, с которым уж точно ничего толковее «Море соблазна» с ходу не придумать.
Сам же новый кинофильм, видимо, вызовет икоту у российских кинокритиков, ибо запредельно сложно написать об этом кино что-то внятное, не раскрывая главной интриги с твистом. Обещаем не проболтаться.
Когда-то на заре мистерийного кино сюжетный твист «Психоза» считался вершиной ловкости рук и изобретательства. Хичкок даже выкупил из магазинов тираж книги-первоисточника, чтобы водить людей за нос, и зрители ничего не проведали.
Теперь же ребенок, насмотревшись современных телесериалов, отгадывает, кто убийца в «Психозе» уже на двадцатой минуте фильма (проверено личным экспериментом).
Это закономерный итог того, что можно назвать гонкой твистов: сценаристы киношных триллеров и детективных телесериалов соревнуются, кто нагромоздит выверт позаковыристее. Дошло до того, что без изощренного твиста зритель себя чувствует обманутым и массово жалуется в «Твиттере»: «Догадался, кто злодей, уже на стартовых титрах».
«Море соблазна» написал и поставил Стивен Найт, сценарист со стажем, который решил пойти ва-банк и подать заявку на самый крутой сюжетный поворот 2019 года. Это когда сюжетный поворот не на 90 градусов и даже не на 180, а вверх ногами. Не всякий зритель такое спокойно перенесет на своей шкуре.
Стартует фильм в курортном местечке Плимут у подножия тропического вулкана. Настоящий Плимут знаменит тем, что вяло дымящий вулкан вынудил жителей покинуть столицу, у его подножия теперь город мертвых. При этом остальная часть острова как была карибским раем, так и осталась.
В фильме нам показывают вымышленный Плимут, снятый на Маврикии, и делают это крайне аппетитно, аж скулы от зависти сводит. Про Крым надо такие живописные фильмы снимать, тогда американцы сами к нему мост построят прямиком из Нью-Йорка и детей своих потащат.
В указанном раю проживает отставной военный, который активно курит, соблазняет женщин и ловит рыбу мечты. Играет его Мэттью Макконахи, и для пущей убедительности он регулярно оголяет свой торс и зад, чтобы заманить в кинотеатр особенно любвеобильных барышень.
Действие с драмой поставлены и развиваются отменно: утомленные солнцем красиво спиваются, а стоит им сойти на берег и ощутить тревогу и печаль, как начинается тропический дождь и мир превращается в какой-нибудь классический приморский триллер с Хамфри Богартом — типа «Иметь и не иметь».
В общем, по части кинематографии все чудесно. Тем более что вскоре появляется героиня Энн Хэтэуэй, которая тоже регулярно скидывает одеяния, а заодно просит нашего героя убить ее деспота-супруга. Противный муж тоже, надо сказать, удался: по шкале вредности — 9 из 10, за что спасибо Джейсону Кларку.
К середине фильма зритель приходит с ощущением твердой почвы под ногами: он смотрит канонический триллер по лучшим заветам всяких там западных Альфредов Хичкоков и Мартинов Скорсезе.
И тут герои (с которыми мы уже сжились, спелись и просчитываем их шансы на выживание) испытывают невероятное ощущение — это сценарист фильма использовал карт-бланш и превратил старомодный детектив в триллер 2019 года.
С этого места зрителю надо как-то пережить перестройку, перейти от стадии отрицания к смирению и приятию. Иначе зрителю придется худо всю вторую половину фильма.
Получится это далеко не у каждого, так что не удивляйся, если твои друзья будут давать этому кино противоположные по духу отзывы. В идеале же, конечно, увидеть его до того, как люди с предыдущих сеансов разболтают тебе концовку.
«Море соблазна» (Serenity), США, Режиссер Стивен Найт. В ролях: Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Дайан Лэйн, Джейсон Кларк. В российском прокате с 24 января 2019 года.