Защитники
История и подвиг Оскара Шиндлера удивительны, но не уникальны. Например, куда менее знаменит в массах немец Йон Рабе, который был главой китайского представительства фирмы Siemens. Когда японцы оккупировали столицу Китая Нанкин и принялись там учинять жесточайший геноцид, Рабе, пользуясь своим партийным авторитетом, организовал специальную зону безопасности, чем спас жизни от 200 до 450 тысяч китайцев.
Поступок Шиндлера стал известен благодаря одному из спасенных им евреев — Полдеку Пфеффербергу. Полдек еще с 1960-х годов непрестанно рассказывал о своем ангеле-хранителе журналистам, писателям и кинематографистам и в итоге добрался аж до самого Спилберга, мечтая увековечить память о Шиндлере.
Люди в сером
Фильм и сейчас выглядит большим и кажется богатым по вложениям прожектом, но это не так: бюджет картины составили скромные по спилберговским меркам 22 миллиона долларов (в прокате он отбился пятнадцать раз!).
Отсюда следуют и некоторые интересные решения, сделанные авторами в процессе съемок. Например, понадобилось нарядить 20 тысяч статистов в бедненькую одежду военной эпохи. В СМИ Польши, где шли съемки, были размещены объявления о скупке одежды 1930—1940-х годов, и, так как в 1993 году польский народ переживал не самые богатые времена, винтажных костюмов и тряпок граждане принесли в пункт сбора предостаточно.
Ангел смерти
За отсутствием Гитлера роль центрального злодея в сюжете фильма отводилась Амону Гёту, которого на экране воплотил известный британский актер Рэйф Файнс. Амон — гауптштурмфюрер СС и комендант концентрационного лагеря.
Свидетели говорят, что Файнс настолько мощно вжился в роль и слился со своим прототипом, что, встретившись с ним, Мила Пфефферберг, выжившая узница лагеря, долго не могла прийти в себя и пыталась избавиться от наваждения. Для фильма Рэйфу пришлось набрать 13 килограммов, причем использовал он самый хардкорный метод — набивал свое пузо стаутом «Гиннесс».
Пианист
Еще интереснее дался просмотр предварительного монтажа композитору Джону Уильямсу. Чтобы заказать саундтрек, Спилберг продемонстрировал Уильямсу отснятый материал, но композитор пришел в такой шок и ступор, что покинул просмотровый зал и вышел перевести дух. Возвратившись, Джон Уильямс честно заявил режиссеру, что такое кино заслуживает композитора получше, чем он.
«Я знаю, — отвечал Спилберг. — Но остальные уже умерли!»
Лагерная смена
Спилбергу было вовсе не трудно получить разрешение на съемки кино в Освенциме. Однако режиссер из уважения к памяти замученных и сгинувших узников решил не тревожить ту землю, а построить точную копию лагеря смерти напротив.
Свидетельство подвига
Оригинал списка Шиндлера был найден в чемодане вместе с его завещанием в городе Хильдесхайм в 1999 году, лишь через шесть лет после выхода фильма и через 25 лет после смерти самого Шиндлера. Чемодан нашелся на чердаке дома, в котором Шиндлер провел последние месяцы своей жизни в 1974 году.
Через Штерна к звездам
Есть свидетельство, что в реальной истории не Ицхак Штерн помогал составлять список Шиндлера и не он решал, кто в него попадет. Этим занимался другой подопечный Шиндлера — Марсель Голдберг.
Однако бывшие узники гетто и лагерей вспоминают о Голдберге исключительно с презрением, так как тот составлял списки нечистоплотно и недобросовестно, за взятку мог туда кого-то включить, вычеркнув других людей.
Гордость и убеждения
Спилберг вынашивал проект в себе много лет, постоянно откладывая его, и даже предлагал занять режиссерское кресло Роману Поланскому. В итоге Стивен принял окончательное решение делать кинофильм про Шиндлера после того, как услышал от студийных магнатов следующее откровение: «Незачем тратить время и деньги на съемки депрессивного фильма, когда проще пожертвовать их на благотворительность».
«Список Шиндлера» стал самым кассовым черно-белым фильмом нашего времени.