Фрэнсис Форд Коппола
Старт карьеры у Копполы состоялся воистину затейливый: он помогал Роджеру Корману переделывать советские фильмы для американского зрителя. Первым таким опытом для Копполы стал наш фильм про полет на Марс «Небо зовет» (в Голливуде он получил название «Битва за пределами Солнца»). Не менее интересен и полноценный дебют Копполы в качестве самостоятельного режиссера — черно-белый триллер «Безумие-13» в стиле хичкоковского «Психо». Его очень любили крутить по ночам на российском ТВ в девяностые годы.
Стивен Спилберг
Спилбергу мощно повезло: он прославился буквально с дебютной работы, сняв в 25 лет дорожный триллер «Дуэль». Сюжет прямой, как автобан: на безлюдной дороге водитель гигантского бензовоза объявил войну красной легковушке. У нас «Дуэль» не была популярна даже в эпоху видео, а вот в американском прокате недорогая проба пера собрала отличные деньги и многократно окупилась. По нынешним меркам старомодное зрелище, однако под настроение может зацепить.
Кристофер Нолан
Свое стартовое полнометражное кино Нолан выдал в 1998 году и потратил на него смешные шесть тысяч долларов. «Преследование» — самопальный, однако стильный нуарный триллер с тщательно запутанным сюжетом. Глянуть определенно стоит.
Люк Бессон
Парижанин Бессон пришел в мир кино с творческим экспериментом: «Последняя битва» — черно-белое и почти немое кино в жанре драматического постапокалипсиса. Почему и зачем случился апокалипсис, зрителю особо не объясняют, фильм концентрируется на другом — как бедолага-выживалец бродит по руинам в поисках человечности. Не шедевр, однако поклонникам Люка Бессона и Жана Рено стоит потратить на это полтора часа.
Питер Джексон
«В плохом вкусе» (или «Инопланетное рагу») — мегакультовый треш, который Питер Джексон снимал несколько лет со своими бесплатными друзьями и самопальными спецэффектами. В Новой Зеландии приземляются безобразные пришельцы, чтобы наладить производство фастфуда из людишек. Бомбически лютая комедия с резней, которую полюбили с первого взгляда те, кого не стошнило.
Джордж Лукас
Будущий отец «Звездных войн» заявил о себе фантастической антиутопией про людей будущего, которые вынуждены жить под землей под надзором компьютеров. На удивление современная тема, практически предтеча киберпанка. Нынче смотрится лучше, чем можно было ожидать.
Джеймс Кэмерон
А вот кто отнюдь не любит вспоминать свой дебют, так это великий творец блокбастеров Джеймс Кэмерон. Ему доверили снимать сиквел хита «Пираньи», он вышел в 1982 году под названием «Пиранья 2: Нерест». Куцый хоррор с нелепыми спецэффектами настолько зануден, что даже посмеяться не выйдет. Зато на любимую тему режиссера — водную.
Дени Вильнёв
Сюрприз! Дени — единственный в нашем списке, кто заявил о себе не триллером-хоррором и даже не научной фантастикой. Нет. Канадский режиссер выступил в 1998 году мелодрамой «32-е августа на Земле» о поиске любви и смысла жизни. Именно этим занялась героиня-фотомодель после автокатастрофы. Кино французского стиля — яркое, симпатичное, хотя надо иметь в виду, что и неторопливое тоже.
С чего начинал свою неординарную карьеру наш главный чудак и гений, вы узнаете из материала, где перечислены все фильмы Алексея Балабанова от худшего к лучшему.