Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему в типовой рок-группе 4 человека

Никто не запретит вам создать коллектив хоть на 50 музыкантов, хоть из себя одного. Однако шоу-бизнес убедился в эффективности четырехместных составов, и тому есть объяснения — творческие и математические.

13 июля 20245
Почему в типовой рок-группе 4 человека
Источник:

ai

Забавно, что история музыки непрерывно развивалась в сторону постепенного уменьшения количества музыкантов на сцене. Допустим, камерным, то есть малоформатным, считался оркестр, в котором играют до 20 человек. А в эпоху джаза те же самые 20 человек уже считались громадным, перенаселенным коллективом, так называемым биг-бендом. Во многом виной тому радиотехнический прогресс. 20 одинаковых скрипачей на сцене нужны были не для красоты, а чтобы слушатели задних рядов хоть что-то услышали. Джаз-бенды в основном выступали в клубах помельче, а потом и вовсе получили в свое распоряжение электроусилительную аппаратуру.

Когда мир вступил в эпоху современной рок- и поп-музыки на рубеже 1950-1960-х годов, уже не имелось ни малейшей необходимости дублировать на сцене одни и те же инструменты по нескольку раз, тем более что на дворе была эра новых инструментов — электрических.

В классической и джазовой музыке гитара не котировалась, в оркестре ее легко заглушал практически любой другой инструмент. Появление электрогитары в корне изменило ситуацию и перевернуло музкультуру с ног на голову, гитара стала доминирующим элементом современного бенда. Это было окончательно закреплено ансамблем The Beatles, Джими Хендриксом и другими.

Из джаз-бенда в стандартный рок-бенд перекочевали вокал, ударные и контрабас (теперь уже в формате электрической бас-гитары). Факультативно и необязательно — клавишные инструменты.

Ударные и бас — это основа ритм-секции, без которой никуда. Многие слушатели вообще не замечают бас-гитары в миксе или не обращают на нее внимания. Бас и впрямь инструмент незаметный, однако без него не обойтись; примеры вроде групп The Doors или The White Stripes — редчайшие исключения (да и те иногда прибегали к басовым партиям). Даже если бас-гитара не слышна слушателю, ее слышит группа, басист задает тональность и не дает коллективу сбиться. Пьяный гитарист может забыть, что играть — ре или ми, но басист на это не имеет права и служит живым напоминанием.

В рок-группае не бывает дирижера, ее ведут басист и барабанщик — обязательные люди. Никогда не говорите, будто барабанщика заменит драм-машина. У любого музыканта есть своя история об этом, и в ней очень страшный конец. Барабанщик — не машина, он полноценная творческая единица. Его можно заменить только в танцевальной музыке или в процессе экспериментов.

Добавляем к ударнику с басистом вокалиста c гитаристом и получаем базовый рок-квартет. Их можно поместить в любой микроавтобус и возить по концертам.

Ударника и басиста никогда не дублируют. А зачем?! Барабаны сами по себе безумно громкий инструмент, а басист должен быть тих и аккуратен. Чаще всего дублируют электрогитару. Если вы бывали на концертах, то замечали, как «проседает» по звуку песня, когда гитарист перестает наигрывать ритм, чтобы запилить соло. В тяжелых жанрах такое особенно заметно, поэтому там два гитариста в порядке вещей, хотя один из них частенько является вокалистом или поет басист, поэтому в сумме могут остаться все те же четыре товарища.

Возможно создать живую стену звука втроем, особенно с современной техникой, обычно в пример приводят трио Motörhead. Учтите: потому и приводят в пример, ибо диковинка, редкая природная аномалия.

Вообще, рок-группы не особенно любят расширяться: сложнее руководить таким коллективом, а главное, резко растут расходы. Придется делить гонорары уже не на четверых, а на пятерых. Возить с собой больше оборудования, кормить и поить лишний рот. Чаще всего большие рок-группы бывают тогда, когда вся работа происходит в формате дружеской тусовки и никому не хочется отказывать. Плюс всякие фолк-коллективы (ска на самом деле тоже фолк), потому что на сцену надо тащить тамбурины, мандолины и прочие саксофоны.

Когда нужен масштабный богатый звук, а расставаться с деньгами неохота, можно поступить как Pink Floyd — выступать в формате трио или квартета, но нанимать колоссальное количество гастрольных артистов и подпевок. Они уже чисто на зарплате по найму, их доходы несопоставимы с гонорарами артистов Pink Floyd, хотя на сцене проделывают не меньшую работу.


И чтобы доказать миру, будто вы разбираетесь в рок-музыке и вам не надо читать наши статьи, пройдите тест: Угадайте знаменитый альбом 70-х по обратной стороне обложки.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения