В преддверии «GARAGE FEST Игора Драйв 2023» мы поговорили с пилотом команды WINLINE YAKHNICH MOTORSPORT Надеждой Яхнич о сложном пути женщин в технических видах спорта, фестивале в Санкт-Петербурге и желании выиграть этап RDS Europe в 2023 году.
Как вы пришли в мотоспорт? Когда поняли, что этот вид спорта — ваш?
Когда в 19 лет у меня появился первый автомобиль, я сразу почувствовала, что меня тянет к гонкам. Единственное, что мешало, — это отсутствие возможности заняться ими профессионально. Также начала ездить на мотоцикле. Первый год я просто гоняла по улицам, а потом решила, что нужно научиться этому делу на полном серьезе. Это и привело меня в школу Бориса Герелиса. Из Ярославля я приезжала на мотоцикле на Дмитровский полигон в Подмосковье, откатывала тренировку и возвращалась домой. Так я не только улучшила свои навыки вождения, но и начала участвовать в соревнованиях.
В России, как и во всем мире, женщин в авто- и мотоспорте не так много, и зачастую приходится пробивать двери на пути наверх. Вы с какими сложностями или предубеждениями сталкивались?
В мотоспорте я выступала в России и Италии. Что сразу приходит на ум — это восприятие болельщиками девушек-спортсменов. В Италии ты всегда слышишь слова поддержки, а порой и восхищения. Италия — мекка мотоспорта. Если кому выпадает возможность гонять на треке, этих парней и девчонок всегда поддерживают!
В России же многие болельщики были строги. Пришлось перенести много хейта, потому что в то время понимания, как с ним бороться, особо и не было. Сегодня же ситуация меняется в лучшую сторону. Но, даже забирая первое место в гонке, можно до сих пор услышать фразу «Иди на кухню!». А я кухню не люблю. (Смеется.)
Главный совет, который можете дать тем, кто хочет идти в этот спорт, но сомневается?
Скажу сразу, что моторные виды спорта всегда были дорогими. Если есть финансовые возможности, то я посоветовала бы не бояться и попробовать свои силы на треке — возможно, чтобы просто понять, ваше это или только иллюзия. А если финансы подобную возможность ограничивают, всегда можно найти себя около спорта. Человек стремящийся найдет возможность реализовать свою мечту!
К каким тратам нужно быть готовым, чтобы принимать участие в соревнованиях?
Нужно быть готовым вкладываться в себя как в спортсмена не только физически, готовясь к соревнованиям, но зачастую и ментально. А если брать техническую часть, то здесь есть два пути. Можно организовать собственную команду, где надо тратиться — начиная от запчастей и заканчивая зарплатами членов команды.
Или воспользоваться вторым вариантом — быть коммерческим пилотом и приезжать на гонки с экипировкой, оплатив заранее все траты на аренду машины, бензин, покрышки и другие необходимые расходы. В моей практике я прошла оба варианта. Второй может быть ближе, но надежнее и душевнее — первый. Проверено!
Если гонщиц мало, то руководителей среди женщин и того меньше. Как решать проблему?
Мне повезло. Моя подруга и тиммейт Наталия Любимова, с которой мы строили Yakhnich Motorsport и делили все радости и трудности наших выступлений в мотоспорте, стала директором нашей команды. Она начинала путь пилотом и получила бесценный опыт на чемпионате мира World Superbike и MotoGP в качестве тим-менеджера. Поэтому совет простой: найдите себе свою Наташу. (Улыбается.)
Кого можете назвать железной леди России?
Дружу со многими девчонками из России. А железной леди назвала бы Анастасию Нифонтову за ее невероятную работоспособность, профессионализм и любовь к тому делу, которому она посвящает свою жизнь.
Анастасия Нифонтова первой среди женщин проехала «Дакар» на мотоцикле без помощи механиков, а Ютта Кляйншмидт — единственная победительница этого ралли-марафона. А в чем вы хотите быть первой?
Я восхищаюсь девушками в спорте, так как понимаю, что победа не дается легко. Я со своей стороны организовала первую российскую женскую команду в шоссейно-кольцевых мотогонках Yakhnich Motorsport, в которой выступали я и Наталия Любимова. И уже через пять лет после основания наша команда стала чемпионом мира WSBK в классе Supersport. А в этом году нашему мировому успеху исполняется десять лет!
Поговорим о приближающемся GARAGE FEST в Санкт-Петербурге. Грандиозное событие в спортивной жизни России?
Безусловно, GARAGE FEST не может остаться не замеченным среди пилотов и любителей авто- и мотоспорта. Мне нравится идея, когда зритель за короткий промежуток времени может окунуться в наши дисциплины: увидеть многообразие гоночной техники, взять автограф у любимого спортсмена, получить невероятные впечатления от заездов и просто провести этот день со своими близкими.
На что стоит обратить внимание, оказавшись на мероприятии?
Я бы порекомендовала ознакомиться заранее со всеми площадками GARAGE FEST на официальном сайте и точно знать, куда вы пойдете в первую очередь. Со своей стороны приглашаю болельщиков в паддок и на трибуны RDS Europe.
Какая из зон площадок привлекает лично вас?
Хотела бы посмотреть на ретроавтомобили в зоне выставки «Автокультура».
Может ли GARAGE FEST выйти на мировой уровень и соперничать с аналогичными фестивалями в других странах?
Думаю, что нет никаких преград. Россия всегда привлекала много туристов. Исторический красивейший Санкт-Петербург и одна из крутых гоночных трасс «Игора Драйв» — ключ к успеху фестиваля.
Могу поделиться позитивным опытом компании Yakhnich Motorsport, второй год подряд проводящей Кубок Содружества по мотокроссу, участниками которого стали спортсмены из Южной Кореи, Китая, Индии, Италии, Белоруссии, Казахстана и других стран СНГ. Уверена, что и GARAGE FEST с каждым годом будет находить новые формы и приглашать новых участников.
Помогает ли GARAGE FEST развивать автокультуру в России?
Безусловно. По моим наблюдениям, за последний год стартовые решетки только увеличили количество участников практически во всех чемпионатах. А Питер становится меккой автокультуры!
Выступление в RDS Europe что для вас означает?
Выступать в RDS Europe лично мне, как спортсмену, приносит большое удовольствие. Организаторы создали комфортные, понятные и спортивные условия для участия, что подтверждают 50 заявок спортсменов на каждом этапе. Здесь сильная конкуренция, дружеская атмосфера в паддоке, возможность пообщаться с топовыми пилотами старшей серии RDS GP — судьями этапов. Для дрифт-спортсменов «Европа» — возможность роста, и хорошим примером является Антон Козлов, двукратный чемпион RDS Europe, который возглавял турнирную таблицу по итогам первых двух этапов.
На какой результат настраиваетесь?
На победу в преодолении поставленных моим тренером Евгением Лосевым задач, на победу над собственными страхами и на абсолютную победу на соревнованиях.
В чем главная красота дрифта? Можно ли его сравнить с произведением искусства, когда пилот словно художник на холсте вычерчивает линии на асфальте?
Не могу сравнить дрифт с произведением искусства. Все-таки перед нами судьи ставят конкретные задания, для выполнения которых нужно приложить не только собственные усилия, но и усилия всех членов команды. Вот где искусство!
Для меня красота дрифта кроется в мгновении. Заезд длится не более 30 секунд, и я должна быть максимально готова и сконцентрирована на результат, а уже через полминуты остается лишь дым над трассой и запах жженой резины. И это мгновение на треке или хочется забыть, или повторить снова.
Автоспорт или мотоспорт — чему больше отдаете предпочтение? И чем впечатлила Российская серия гонок на выносливость?
Сегодня предпочтение отдаю автоспорту. А серия REC мне нравится своим форматом. Наверное, можно провести аналогию с GARAGE FEST, где стартовая решетка REC собирает пилотов практически из всех автомобильных серий. В прошлом году этап REC в Сочи подарил нам с Сергеем Борисовым давно забытые эмоции — первое место и подиумное шампанское. Хотелось бы повторить!
Где еще хотели бы попробовать свои силы?
В отдельном зачете спортпрототипов с аэродинамикой, типа Ligier или BR-1.
«GARAGE FEST Игора Драйв 2023» пройдет в Санкт-Петербурге 5 и 6 августа и станет местом встречи любителей скорости, драйва и музыки. Билеты на грандиозный летний фестиваль для себя, родных и друзей можно купить на сайте.