Славянское фэнтези вот уже несколько лет переживает настоящий расцвет. Пожалуй, сегодня можно назвать это направление одним из главных трендов жанра среди русскоязычных авторов фэнтези. Одни писатели предлагают читателям ретеллинги уже существующих сказок и легенд, другие, вдохновляясь мифологией, создают полностью оригинальные сюжеты.
«Битва за Лукоморье» — Роман Папсуев, Вера Камша, Александра Злотницкая, Татьяна Андрущенко, Елена Толоконникова
На данный момент выпущено два сборника историй по вселенной «Сказки Старой Руси» — амбициозному проекту Романа Папсуева. Он и его соавторы создают приключенческое фэнтези, вдохновляясь известными нам с детства сказками, а также более серьезными былинными первоисточниками. Начался проект с рисунков Романа, который задался вопросом: а если бы славянский фольклор выступал основой для создания компьютерной игры? С тех пор проект существенно расширился. По «Сказкам Старой Руси» выходят артбуки, выпускают авторский мерч, делают косплей.
Сборники создаются несколькими авторами, но в рамках строго установленной концепции мира и общей сюжетной арки. Литературным редактором выступает Вера Камша. Создатели экспериментируют с сочетаниями разных жанров в рамках вселенной славянского фэнтези: авантюрные сюжеты, роуд-стори, комедии и даже триллеры. Таким образом, малая форма охватывает сразу несколько ипостасей мира. Главные герои — богатыри, чародеи, Садко и Василиса. Их истории сплетаются в общий узор судьбы мира Белосветья, которому предстоят великие потрясения.
«Золотые земли» — Ульяна Черкасова
Трилогия «Золотые земли» может похвастаться сложной географией и мифологией, напряженными политическими и идеологическими конфликтами, а также фэнтезийными образами потрясающей красоты и силы.
История следует за четырьмя героями по землям, где магия под запретом. Но люди не могут запретить существовать богам и духам, Великому лесу, который полнится первозданным, диким волшебством. Даре уготовано стать лесной колдуньей, но она намерена бороться с навязанной участью. Чародей Милош и его верный спутник Ежи ищут свой путь между безопасным смирением и надеждой на нечто лучшее, пусть за это придется платить. Вячко, незаконный сын князя, стремится проявить себя, но ему приходится столкнуться с темными секретами прошлого.
«Золотые земли» — это эпическое мрачное фэнтези, которое можно порекомендовать, если хочется серьезного воплощения жанра, которое не является ретеллингом или переосмыслением чего-то уже знакомого. Героев ждут настоящие испытания, чтобы в итоге они смогли бросить последний вызов судьбе и воле богов… Но успех ждет не каждого.
«Мара и Морок» — Лия Арден
Цикл Лии Арден — дилогия и роман-приквел — завоевал оглушительный успех на российском рынке. Это легкая динамичная история, в которую вовлечены существа, находящиеся между миром живых и миром мертвых.
Славянская мифология ненавязчиво вплетена в общую канву повествования и чувствуется между строк. Агата была одной из семи сестер-Мар, избранниц богини смерти Мораны. Их призванием было защищать смертных от нежити, но однажды они были преданы и убиты. Агату воскрешают спустя столетия, тело ее нетленно — богиня не приняла ее. И Маре предлагают столь желанную месть… Но вскоре выясняется, что она не знает всей правды о собственной смерти.
Мары и Мороки — слуги Тени — разобщены, но, когда судьбы их переплетаются, они способны творить то, что считалось невозможным. Лия Арден создала невероятно обаятельных героев, а также умело использовала троп обретенной семьи, благодаря чему читатели могут почувствовать себя частью некоего теплого общего круга. И в то же время близость грани между жизнью и смертью создает чувство опасности.
«Дивные берега» — Елена Кондрацкая
Трилогия Елены Кондрацкой — смелое и многогранное фэнтези, которое включает в себя не только славянские, но и другие этнические мотивы. Тем не менее основное действие закручено вокруг Вольского Царства, источник вдохновения которого угадывается моментально. Впрочем, «Дивные берега» готовят для читателей множество сюрпризов.
История начинается с того, что юная воспитанница могущественного чародея, Василиса, лишается своего наставника. Тогда она решает воплотить свою давнюю мечту — вступить в Вольскую Гвардию Воронов, защищающую людей от различных тварей. Вот только путь, который она выбирает, принадлежит не ей одной: кто-то мягко направляет Василису по нему.
Важными действующими лицами становится командир Воронов Атли и новый напарник Василисы — Кирши. Когда путешествие Василисы ведет туда, куда никто из них не сможет за ней последовать, каждый мужчина продолжает делать то, что в его силах, для защиты Вольского Царства. У каждого из Воронов — своя битва. Среди отличительных черт трилогии Кондрацкой можно назвать внушительный бестиарий, сильную линии политики и интриг, а также здорово проработанный мир, который постепенно раскрывается перед героями и читателями.
«Идти через темный лес» — Джезбел Морган
Дилогия, в которой легенды оживают в Нави, куда можно попасть даже из современного города. Вот только вряд ли такое путешествие будет приятным и безопасным. Главная героиня, имя которой мы узнаем лишь к концу первой книги, трудится на нелюбимой работе, чтобы обеспечить младшей сестре достойное будущее. Вот только младшая, Марья, — трудный подросток и не готова оценить ее стараний. Когда начинает твориться чертовщина и Марья исчезает, старшая сестра делает самое отчаянное и немыслимое, что приходит ей в голову, и обнаруживает себя в Нави.
Навь в исполнении писательницы сплела в себе многочисленные архетипы сказок и легенд. Здесь живут и Баба-Яга, и Финист, и безымянные Охотник, и Волк… Точнее, не «живут», потому что Навь — мир мертвых. И героиня идет через этот мертвый лес, несет с собой совет никому не верить, потому что каждый, кого она встретит, может оказаться не тем, кем кажется. Навь чарующая и коварная, она полна тайн, которые опасно разгадывать… Даже если найти способ выбраться, она не отпустит.
В первый раз Марье и старшей сестре, Анне, удается вернуться домой. Но мир их больше не будет прежним. И потому им обеим (в первую очередь — на сей раз Марье) предстоит новое путешествие — во владения Полоза. Джезбел Морган создала красивую и лиричную сказку для взрослых, без любовной линии, но с огромным теплом и щепоткой надежды в конце.