«Бег», 1970
Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов
Грустная и назидательная история по мотивам булгаковских книг. После Гражданской войны русская интеллигенция бежит в Константинополь, как многие сейчас в Стамбул, что одно и то же. Жизнь не складывается, заработка нет, да еще грызет ностальгия.
«Государственная граница. Восточный рубеж», 1982
Режиссер Борис Степанов
Самый наглядный фильм из двенадцатисерийного цикла «Государственная граница». Белые мигранты массово осели в китайском Харбине — их там собралось без малого двести тысяч! Обустроились они там со всей капитальностью, начиная с русских ресторанов и заканчивая церквями и монастырями. Кино про все это, ну и про бандитов со шпионами в придачу. Колорит!
«Интердевочка», 1989
Режиссер Петр Тодоровский
Классика перестроечной эпохи про путану, которая мечтала вырваться из России. В итоге она сваливает в Швецию, да только от грехов и криминального прошлого свалить не так просто. Без «Интердевочки» не было бы второго «Брата»: именно кино с Еленой Яковлевой наметило, куда мы будем двигаться в девяностых.
«Паспорт», 1990
Режиссер Георгий Данелия
Не лучшая, однако важная лирическая комедия от Георгия Данелии. Из-за паспорта и пьянства советский человек случайно попадает в Австрию, а следом в Израиль. Не понимает, зачем он здесь, и с приключениями ищет хоть какой-то путь обратно на родину. Кино о том, что наш человек не пригоден для остального мира, но странным образом делает его интереснее.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», 1992
Режиссер Леонид Гайдай
Дмитрий Харатьян в русском ответе голливудской «Красной жаре». Комедия с нью-йоркской жизнью, потасовками и русской мафией. Полтора часа сплошного бардака, иногда смешного. Впрочем, именно бардаком советский человек и представлял себе житуху в капиталистическом мире.
«Окно в Париж», 1993
Режиссер Юрий Мамин
Трагикомедия о новой русской мечте — увидеть Париж и не умереть. В питерской квартире открывается портал прямиком в столицу Франции, что безусловный плюс. Однако наши герои к приключениям во Франции не готовы, что минус. В итоге порождают хаос — русскому в Париже еще сложнее, чем на планете Плюк.
«Американская дочь», 1995
Режиссер Карен Шахназаров
Слегка автобиографическая трагикомедия про россиянку Елену, которая сбегает в США вместе с дочерью. Муж не может с этим смириться и отправляется в Америку, где запускает целую цепочку дорожных приключений. Снимал ленту Карен Шахназаров, так что можно догадаться, чем все закончится.
«Брат-2», 2000
Главное российское кинополотно о противостоянии русских скреп и чуждых ценностей. Данила Багров отправляется на разборки в Америку и сталкивается там с американской несправедливостью и украинской мафией. Даже на самое бессмысленное действие здесь всегда найдется очень глубокомысленная цитата. В этом и сила, как считают зрители.
Этим цитатам у нас был посвящен тест, который пройдут только фанаты фильмов «Брат» и «Брат-2».
«Велкам хом», 2013
Режиссер Ангелина Никонова
Легкое кино с легкой горчинкой о житухе нашего брата в чужих краях, в Нью-Йорке. И сестер тоже. Как обычно, у эмигрантов там крокодил не ловится и не растет кокос. Но они выкручиваются, иногда даже слишком остроумно, на грани нелепости.
«Родина», 2015
Режиссер Петр Буслов
Странная картина от создателя «Бумера» про житье россиян в индийском Гоа. Сюжет формально есть: от русского олигарха сбегает дочь, вот он и носится по Индии сломя голову, встречая самых колоритных персонажей. В сумме это выглядит как поток сознания на тему «Что я здесь делаю и кто все эти люди?». Публика фильм разгромила, однако русские поклонники Гоа объясняют, что зритель ничегошеньки не понял.
«Хэппи-энд», 2020
Режиссер Евгений Шелякин
«Хэппи-энд» тематически близок к «Родине», но в разы интереснее и художественнее. Русский пенсионер не пойми как оказывается на знойном пляже Таиланда с тотальным провалом памяти. Дальше начинаются поиски самого себя в непонятной стране, а Таиланд принимает дедушку таким, какой он есть. Теплый фильм о выживании в теплой стране.
«Гудбай, Америка», 2020
Режиссер Сарик Андреасян
Дмитрий Нагиев в не самом скверном фильме Сарика Андреасяна про россиян, которые приезжают в США лишь для того, чтобы понять, как их там не понимают. И начинают тосковать по березкам с балалайками. Есть ощущение, что все это снято на основе подслушанных эмигрантских баек. Показательно, что первоначальным названием ленты было «Родина», но Сарика опередили.
Но что мы все об эмиграции. Давай изучим русский менталитет изнутри, да еще в присутствии гостя из Финляндии. Трезвые факты о фильме «Особенности национальной охоты».