Идеальная работа — та, которая дает человеку возможность самореализации. К слову, на пирамиде Маслоу эта потребность занимает самый верхний ярус. Это значит, что добраться до вершины ты не сможешь, если не удовлетворил все остальные свои потребности.
Вспомним их: ты должен быть сыт, одет и обут, чувствовать себя в безопасности, принадлежать к какой-то общности, любить и быть любимым, уважаемым другими, пестовать свою тягу к знаниям и искусству.
Забавно, но почти 100% этих ступенек пирамиды преодолеть помогает также хорошая работа. Вместе с ней ты единым пакетом получаешь деньги не только на хлеб с маслом, но и на содержание своей семьи, на саморазвитие, путешествия, посещения художественных галерей. В довесок ты получаешь отличный коллектив, уважение коллег и возможность каждый день доказывать свою компетентность и значимость.
Итак, мы уже подобрались к ответу на вопрос, какая работа делает человека счастливым, а какая — несчастным. И вот к какому выводу пришли ученые из Гарвардской медицинской школы.
Исследователи несколько десятков лет изучали информацию о здоровье более 700 человек. Им задавали вопросы о том, как складывается их жизнь, как они чувствуют себя в психологическом и эмоциональном плане. Оказалось, что счастье гарантирует вовсе не высокая зарплата.
Секрет — в отношениях
Действительно, если бы все измерялось деньгами, все оказалось бы слишком просто. Так, профессор Роберт Уолдингер, один из авторов гарвардского исследования, отмечает, что самая важная социальная потребность человека — это хорошие отношения с окружающими.
По его словам, счастливее всего чувствуют себя люди, у которых есть возможность взаимодействовать с коллегами и дружить с ними. Ученые утверждают, что, если у тебя есть приятели на работе, ты наверняка более продуктивен, чем те, кто предпочитает держаться в стороне. И несчастнее всего оказываются люди, которые работают в отрыве от коллектива.
«Если в рамках рабочей деятельности вы связаны с людьми (даже в пределах рабочего коллектива), вы чувствуете себя более удовлетворенным своей работой и выполняете свои обязанности лучше», — утверждает Уолдингер.
К примеру, водители грузовика и ночные охранники вряд ли могут назвать себя самыми счастливыми людьми, в том числе и из-за недостатка общения.
В то же время сотрудникам колл-центров тоже приходится непросто, хотя они общаются днями напролет. Дело в том, что качество коммуникации с людьми, которые явно в восторге от разговоров с незнакомцами, также сказывается на настроении работника. Если позитивного взаимодействия не случается, происходит выгорание.