Пора начинать ворчать, что в Голливуде сговорились экранизировать все легендарные, полулегендарные и четвертьлегендарные автогонки в истории. Картину «Большая гонка. „Лянча“ против „Ауди“» оправдывает тот факт, что она и не голливудская вовсе: ее состряпали итальянцы на пару с англичанами. К тому же серия ралли 1983 года и в самом деле стала легендой — держала интригу до последнего и отметилась финальным противостоянием полноприводных тачек против уходивших в прошлое моноприводов. Audi и Lancia тогда собрали 30 трофеев из 36, мощно погоняли друг с дружкой.
Перенос спортивно-гонятельных перипетий на экран доверили не особенно известному за пределами Италии кинорежиссеру Стефано Мордини. Тот собрал команду из немецких, итальянских и британских актеров, причем на роль главы команды Audi вытащил из гаража актера Даниэля Брюля, который уже вживался в образ гуру «Формулы-1» Ники Лауды в превосходной ленте «Гонка» 2013 года (хотя обычно Брюль изображает противных злодеев-немцев, как у Тарантино в «Бесславных ублюдках»).
Спортсоревновательные кинодрамы бывают двух типов, как вы и сами знаете. В одних герой в одиночку или с чокнутым наставником путем невероятных тренировок и пафосных мотиваций пробивается на верх пьедестала. В других нам представляют команду, над которой сидит тренер или менеджер, замышляющий дикие затеи, в которые никто не верит, однако они начинают работать. «Большая гонка. „Лянча“ против „Ауди“» однозначно из второй категории: здесь судьба престижа и продаж итальянской Lancia оказывается в руках усталого и потрепанного жизнью менеджера Чезаре Фьорио, в его роли далеко не последний актер Италии — Риккардо Скамарчо («Джон Уик — 2», «Призраки в Венеции»).
Самое занимательное в фильме (он весьма и весьма вольно трактует реальные события) — то, какими методами Чезаре Фьорио добивается побед в безнадежном противостоянии. Любыми. Вплоть до манипуляций и изящных подстав. Ему точно полагается отдельный кубок за изобретательность.
Его лучший пилот Вальтер Рёрль (актер Фолькер Брух) — та еще заноза. Да и вообще в коллективе кошмарная дисциплина, будто перед нами не спортивная команда, а хеви-метал-группа. А тут еще спонсоры мозг съедают. В итоге весь фильм Чезаре считает каждую копейку и размышляет, куда ее затолкать — в нового пилота или в новый глушитель.
Самое странное, что, несмотря на боекомплект в миллион страстей, картина вызывает у зрителя ощущение гламурного умиротворения. Народ заливается шампанским на вечеринках в Монте-Карло и даже смерть товарищей на трассе встречает как нечто грустное, но неизбежное и входящее в трудовой договор. Дескать, не станем рисковать — тогда кто на наши гонки смотреть будет? В те времена это было правдой, кстати. Насчет фатальности автоспорта стали бить в колокола, наверное, лишь в 1994-м, после чудовищных событий на Гран-при Сан-Марино, где погибли Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна. Расслабляет и саундтрек в стиле семидесятых, хотя все события происходят в 1983-м.
Такой очень итальянский настрой может сбить с толку зрителей, которые ждут от гоночного фильма сплошного свиста в ушах и рева движков. Гонки здесь по-своему хороши, однако прямо посреди заезда кто-то может покинуть машину и отправиться общаться с фермером у обочины. Вам к такому повороту надо быть готовыми.
Вердикт: ★★★★☆. Отнюдь не новаторская, зато колоритная лента о борьбе добра с добром. Только у одного добра имеется полный привод, а другое добро бог приводом обделил.
P.S. Если вам почудится, будто журналистку играет Дженнифер Лоуренс, то с уверенностью заявляем: это не она, артистку зовут Хейли Беннетт («Хардкор», «Девушка в поезде»). Мы тоже повелись.
В российском прокате «Большая гонка. „Лянча“ против „Ауди“» с 18 января. А пока вы смотрите трейлер, напоминаем еще о 16 фильмах, которые мы очень ждем в 2024 году.