Бывает, что Министерство обороны США предоставляет Голливуду технику в качестве реквизита и дает советы, как изображать военных наиболее точно. Но иногда Пентагон использует всю свою боевую мощь, чтобы изменить ход сценария.
«Падение „Черного ястреба"»
Фильм, основанный на событиях 1993 года в Могадишо, рассказывает о подвиге группы солдат, участвовавших в катастрофической операции, завершившейся тем, что 18 солдат и неизвестное количество жителей Сомали погибли. Говоря откровенно, та операция была военной неудачей США. И когда Пентагон обещал Ридли Скотту помощь, это было сделано в первую очередь для того, чтобы сместить фокус с самой операции на героизм солдат.
Для съемок было предоставлено восемь вертолетов «Черный ястреб», сто солдат-статистов. Когда у Ридли Скотта спросили, можно ли было снять фильм без помощи Пентагона, режиссер ответил, что в этом случае им пришлось бы назвать его просто «Падение».
По настоянию военного министерства имя одного из участников операции — Джона Стеббинса (его играет Юэн Макгрегор) — было изменено на Джон Стиммс, так как, несмотря на то что за участие в той миротворческой операции солдат был награжден медалью, позже его посадили в тюрьму на 30 лет за растление малолетних.
«Пёрл-Харбор»
Фильм мог быть воспринят критиками отнюдь не так благосклонно, если бы не романтическая история, ставшая центром картины. Майкл Бэй получил поддержку военного министерства только после тщательного анализа сценария. И поддержку, надо сказать, внушительную! Ему не только разрешили снимать на настоящей базе Пёрл-Харбор, но и выделили специалиста из военного исторического центра.
Консультант Джек Грин провел на съемочной площадке восемь недель. Помимо знаний о военной форме американской и японской армий тех лет, Грин оказался экспертом по моряцким застольным песням, каковые во множестве были включены в сценарий.
Также по требованию Пентагона был изменен характер одного из героев фильма — летчика Джеймса Дулиттла, автора знаменитого
«Трансформеры»
Пентагон помогает не только фильмам, показывающим реальные события. Жанр фэнтези тоже достоин внимания людей в погонах. Так, франшиза «Трансформеры» стала фильмом, в котором задействовано рекордное количество военных отраслей. На присутствие в фильме вооруженных сил США (причем в самом лестном для них свете) обратили внимание и критики. Некоторые считают, что это было сделано для того, чтобы у рядовых зрителей сложился положительный образ армии, а так как «Трансформеры» во многом рассчитаны на подростковую аудиторию, то и у потенциальных новобранцев.
«Золотой глаз» и «Завтра не умрет никогда»
Первое появление Пирса Броснана в качестве супершпиона было ознаменовано тесным сотрудничеством военных структур и кинематографистов. В «Золотом глазе» присутствует фигура недалекого адмирала, которого соблазняет, а затем убивает русская девушка-киллер Ксения Онатопп.
Линию генерала срочно переписали: адмирал из американца стал канадцем, а его характер тоже претерпел некоторые изменения, чтобы не подрывать авторитет армии.
А в «Завтра не умрет никогда» из сюжета был вырезан целый диалог о Вьетнаме, чтобы не накалять только начавшую приходить в норму политическую обстановку с этой страной.
«Прямая и явная угроза»
Фильм 1994 года рассказывает о войне США с колумбийской наркомафией. Несколько военных отраслей внесли свои коррективы в сценарий фильма, прежде чем он увидел свет.
Военно-морской флот был недоволен сценой, в которой после морской операции страдают мирные жители. Министерство обороны возражало против того, как было изображено правительство Колумбии.
Военные также выражали опасение, что фильм может нанести урон отношениям США и Латинской Америки.Из-за этого все сцены, в которых указывается, что колумбийское правительство состоит в сговоре с мафией, были удалены.
Также все ведомства были недовольны изображением президента США, санкционировавшего военную операцию в Колумбии, не поставив в известность Конгресс. После всех переписок операция стала секретной, но абсолютно законной.
«1984»
После Второй мировой войны правительство США щедро финансировало проекты, так или иначе имеющие антикоммунистическую направленность. В 1950-м ЦРУ получило права на экранизацию антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Фильм вышел в 1956 году, и, игнорируя пожелание умершего к тому времени писателя, сюжет картины в значительной мере отклонился от сюжета романа-первоисточника.
В картине главный герой Уинстон в финальной сцене кричит: «Долой Большого Брата!» — после чего его расстреливают. В романе Уинстон побежден Системой и отказывается от бунта, якобы понимая, что всегда любил Большого Брата. Фильм считался утерянным несколько десятилетий, но в 2010-м появился в YouTube.
«Тихий американец»
«Тихий американец», снятый по популярному роману Грэма Грина, вышел в 1958 году. Смысл сюжета экранизации был прямо противоположен книге: сценарий создавался при участии офицера ЦРУ Эдварда Линдсдейла. Он изменил концовку романа так, что во Вьетнамской войне оказались виноваты коммунисты, а один из главных героев — Олден Пайл — превратился из торговца оружием в продавца игрушек. Грэм Грин был возмущен подобным изменением сюжета его романа и считал, что это дискредитирует его как автора.
«Цена страха»
Учитывая количество вмешательств в этот фильм с разных сторон, удивительно, что он вообще увидел свет. Картина основана на романе 1991 года о восточноевропейских сепаратистах и палестинской террористической ячейке, которые планируют взорвать футбольный стадион.
Перед началом работы над фильмом режиссер получил жалобу от Совета по американо-исламским отношениям, и, чтобы избежать конфликтов, террористы-исламисты превратились в фильме в неонацистов.
Также Пентагон предоставил военное оборудование для съемок, включая бомбардировщики B-2, F-16, истребители, военные вертолеты и авианосец с пятью тысячами солдат на борту, но при этом военные очень возражали против сцены атаки на этот самый авианосец, считая, что показывать его затопление — значит, сомневаться в боевой мощи США.
«Цель номер один»
Номинированный на «Оскар» в 2012 году фильм об охоте на Усаму бен Ладена. Во время написания сценария между режиссером фильма Кэтрин Бигелоу и разведывательным отделением ЦРУ возник странный симбиоз.
Сразу после смерти бен Ладена сценарист Марк Боал начал встречаться с должностными лицами ЦРУ и вместе с ними работать над сценарием. Боал даже был приглашен на специальную церемонию награждения солдат, участвовавших в рейде по задержанию террористического лидера.
Учитывая, как тесно ЦРУ было вплетено в подготовку фильма, нет ничего удивительного в том, насколько сюжет совпадает с официальной версией самого управления о ходе операции.
После выхода фильма директор ЦРУ Майкл Морелл выступил с официальным заявлением, подчеркнув, что в фильме все же присутствует часть художественного вымысла и не нужно воспринимать его как документальный (хотя никому это в голову и не приходило). Также ЦРУ отрицало, будто использовало пытки, чтобы получить у пленных террористов информацию о местонахождении Усамы бен Ладена, однако в Сети есть документальные ролики, которые это подтверждают.