Мидсоммар — праздник вовсе не вымышленный, его отмечают даже в российских филиалах IKEA: обвешивают палаты цветами, включают народные напевы, кресты ставят. Допускаем, что кого-то из персонала в жертву приносят (мы звонили в пресс-службу IKEA, они затруднились ответить на этот вопрос).
По сути, это то же, что и Иван Купала, так что атмосфера фильма покажется нашему зрителю знакомой и уютной. Сразу хочется солнца, женщин, самогону. Всего один день в году скучным православным разрешается побыть веселыми язычниками. А еще Масленица.
Ари Астер, режиссер причудливого хоррора «Реинкарнация», снял еще более диковинный хоррор «Солнцестояние» (Midsommar) будто бы на спор. Складывается ощущение, что он заключил пари, что может сделать страшенное кино, действие которого происходит в фонтанах ультрафиолета. Мрака и в самом деле мало, почти всю темноту в фильме потратили на начальные сцены, когда герои в Нью-Йорке обсуждают поездку и пакуют чемоданы.
Нью-Йорк выглядит куда мрачнее шведских лужаек. Немудрено, что главная героиня Дэни потеряла там семью и хочет привести нервы в порядок где угодно, лишь бы не в четырех стенах. Поездка на паганский праздник подвернулась очень кстати.
Итак, четверо молодых и воспитанных городских интеллигентов и вместе с ними один идиот (остается неясным, как он вообще оказался в их компании) высаживаются в шведских лесах. Первое, что они там делают, — встречают друзей из Англии, накуриваются и упарываются грибными отварами. Здесь их накроет мощная волна наркотического трипа, лишь первая из многих последующих.
Триповые сцены единения с природой после гашиша и грибных настоек проходят красной строкой по всей картине. Сняты они столь жутко и проникновенно, что зрителя самого начинает плющить и подташнивать, сразу вспоминаешь, что ты смотришь богомерзкий хоррор, а не документалку про хиппи-нудистов.
Нудисты, кстати, в кадре тоже появятся ближе к концу. Но, поверь, это будет еще отвратительнее, чем мухоморный компот.
Далее будь готов к тому, как тебе долго, дотошно, с деталями и погружениями будут показывать, как лесная коммуна шведов-паганистов целую неделю празднует День солнцестояния. На часы даже не смотришь — столь притягательное это зрелище, почище церемонии открытия Олимпийских игр. Кажется, давно пора все это — и олимпиады, и евровидения — отдать язычникам.
К тому моменту ты, как зритель, уже сблизишься со всеми, в том числе с просветленными, скромными, работящими жителями деревни и с гостями мероприятия, каждый из которых ярко выраженная личность, над которой маячит ярко предначертанная беда.
Как сюжет раскрутится дальше, мы от тебя скроем, хотя ты и сам догадаешься, что у праздника есть неприятные побочные эффекты, а у туристов начнутся трудности, несовместимые с жизнью. Кино предстоит длинное, трупов в пересчете на единицу времени будет не так уж много, зато каждая смерть как маленький шедевр жанра.
Ари Астер снял гипнотический акт упоения фатальным роком, с этим фильмом он выскочил далеко за пределы региона хорроров.
Не уверены, можно ли «Солнцестояние» назвать фильмом ужасов, это как обозвать ужастиком «Сияние» Кубрика. Перед тобой почти кубриковская ода красивой смерти. Не черной, костлявой, с косой, а той смерти, что уложила прическу к празднику, нарядилась цветами, надушилась, накрасилась и теперь выглядит желанной.
Вердикт. Претендент на классику жанра. Простая дикая история, которая мощно страшит потому, что кажется близкой. Такое может происходить ежегодно где-нибудь под Костромой или Рязанью. Или даже в Западном Бирюлеве, причем жители Восточного Бирюлева ни о чем не будут догадываться.
P.S. На твоем месте мы бы не брали в кинозал попкорн. Кто знает, что в него подмешивают язычницы из буфета...
Всё, что нужно знать про самые актуальные и интересные движущиеся картинки со звуком и сюжетом! На telegram-канале MAXIM: Кино и сериалы