По идее, в начале статьи мы обязаны рассказать, что это за кино, чем знаменито, кем снято, когда и зачем. Но у нас имеется подозрение, что вы и сами это знаете: маркетологи вычислили, что среднестатистический читатель MAXIM, хочет он того или нет, пересматривает «Место встречи изменить нельзя» раз в два года, просто натыкаясь на него во время переключения каналов и смотря по кусочкам.
Как известно даже последнему двоечнику, сериал снят Станиславом Говорухиным в 1979 году по роману «Эра милосердия». Менее известно, что Владимир Шарапов является героем и ряда других произведений братьев Вайнеров: «Ощупью в полдень», «Лекарство для Несмеяны» и «Гонки по вертикали».
Владимир Высоцкий после прочтения романа лично явился к авторам с просьбой подарить ему этого персонажа, если вдруг кто-то соберется ставить по книге фильм. Однако Говорухин считает, что Высоцкий разыграл писателей, а на самом деле роман он не читал вплоть до начала съемок. Государственная премия СССР за роль Жеглова была вручена Высоцкому посмертно и с непростительным опозданием — в 1987 году.
У шайки «Черная кошка» был реальный прототип — банда Ивана Митина с Красногорского механического завода, которая в свободное от работы на заводе время грабила сберкассы. Вообще, многие события и персонажи сериала базируются на материалах из жизни.
В отсутствие Говорухина его замещал сам Высоцкий, и ему, как режиссеру, принадлежат несколько сцен из фильма. Станислав уверяет, что Высоцкий столь рьяно и энергично занимался режиссерской работой, что вполне мог бы снять фильм целиком, дай ему волю. Когда настоящий режиссер после долгого отсутствия объявился на площадке, команда с облегчением вздохнула, заявив, что Высоцкий их измучил.
Манька Облигация, точнее, сыгравшая ее Лариса Удовиченко превратилась в героиню блатного народа: ее завалили письмами из тюрем в духе: «Не горюй! Выйду — моей будешь!» Особо настырный поклонник после отсидки заявился к ней домой самолично и был выпровожен милицией.
У фильма могло быть продолжение, даже имелся проект сценария. Его успел написать сам Высоцкий — с законченным сюжетом на шесть серий. Но Говорухин справедливо решил, что после смерти Высоцкого эта затея теряет всякий смысл. Впрочем, в нашу эпоху бестолковых сиквелов и ремейков велик шанс, что какая-нибудь бессовестная сволочь может и за такое взяться.
С каждым показом сериала по ТВ по всей стране отмечалось снижение потребления воды. Еще бы, кому охота торчать в ванной, когда такое по телику!
Многомесячные съемки не оторвали Высоцкого от его основной работы в театре, однако ему приходилось почти ежедневно летать в Москву из Одессы на свои спектакли. Это объясняет, возможно, частые замены Высоцкого дублером, что заметили на экране самые дотошные зрители. Актера всегда везла на «Волге» милиция с сиреной, и там же, в машине, на ходу ему накладывали грим Гамлета.
Высоцкий категорически отказывался надевать милицейскую форму сталинских времен, так как один только вид ее вызывал у него наихудшие ассоциации. Хотя бы раз показаться на экране в полном мундире требовали силовики, ответственные за съемки, актера уговаривали всеми правдами и неправдами, но он был неумолим. В итоге родилась очень хитрая сцена в мундире у зеркала со следующим диалогом: «Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы». — «Почему?»— «Да потому, что никогда не носил, да, наверное, и носить не придется».
Роль Горбатого изначально замышлялось поручить Ролану Быкову. Того желали сами Вайнеры, да никто и не был против… кроме самого Быкова. Вот что он ответил на запрос автора: «Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого подшучивают… Пойми, я только что разошелся с женой и оттого безмерно страдаю. А ты предлагаешь мне выйти на экран в образе карлика, да еще горбатого! Побойся бога!»
Постовой милиционер Варвара Синичкина, она же подруга Шарапова, должна была умереть в конце фильма, однако за ее жизнь заступилось руководство Гостелерадио. Бюрократы тщательно блюли, чтобы в советском кино не погибало слишком много персонажей, особенно положительных.
Гостелерадио на этом не остановило свое вредительство. Самым неприятным оказалось требование сократить повествование с семи серий до пяти. Вырезанный материал до сих пор числится утерянным, за что отдельное спасибо работникам архива Одесской киностудии.