Аргентинское кино потихоньку вторгается в нашу жизнь. В 2014-м мы пережили нашествие черной комедии «Дикие истории». В прошлом году все фанаты хоррора пытались переварить мысль, что аргентинцы сняли чуть ли не лучший жанровый фильм года — «Оцепеневшие от страха». Теперь в Россию приплыл танкер с кинолентой «Шедевр» («Mi obra maestra» — «Мой шедевр», исп.) — и это тоже заявка на приз зрительских симпатий.
Кажется, еще немного, и по количеству и качеству фильмов Аргентина догонит сам Иран. И это не считая фильмов Гаспара Ноэ.
Большинство российских граждан слабо себе представляют аргентинский быт. Для них это примерно то же, что и Бразилия, только танцуют меньше. На самом деле почти ничего общего. Дело даже не в языках. Ну вот возьмем первые же кадры «Шедевра»: главный герой представляет свой любимый город, Буэнос-Айрес. Город-нерв, город-событие, город-столица. А ты смотришь на него — и понимаешь: все та же Москва, только в профиль. Мы бы тебе на Бульварном кольце такого буэнос-айреса наснимали, на сто фильмов вперед хватит!
Это даже хорошо. Вместо освоения экзотических локаций ты сразу погружаешься в шкуры и мозг главных героев. А они достойны погружения.
Героев у нас два. Художник, который в 1980-е годы считался невероятно прогрессивным, актуальным и влет продавал свои картины втридорога в любых галереях. Однако 80-е годы были давно (примерно в 80-е годы). В двухтысячные же он никому не нужен, даже самому себе.
Второй — его старый друг. Арт-дилер. Почти последний человек в стране, который все еще считает художника гением. Пытается обеспечить его покупателями и заказами, однако все тщетно. Наш художник — старый творческий брюзга, который ненавидит всех, особенно тех, кто готов платить за его рисунки: на старости лет анархизм выжрал его последние извилины.
Оба друга на первый взгляд неудачники. На второй взгляд — прохиндеи и авантюристы, которых превратила в неудачников новая эпоха и призрак старости на горизонте.
Одним словом, они идеальные персонажи дружеской комедии для всех возрастов после тридцати. Так и есть. Остается только выяснить, не разбазарил ли режиссер фильма чудесные исходные ингредиенты впустую.
Сразу отвечаем: не разбазарил. Это тот случай, когда фильм с первых секунд осознал, для чего он рожден, и по ходу дела оправдывает ожидания с легким изящным опережением.
Наши герои будут влипать во все более непреодолимые обстоятельства. В основном очень забавные: это же комедия, а не трагедия об умирающем от СПИДа бесполом вегетарианце. В какой-то момент они даже перестанут быть друзьями. Однако чуланы их душ переполнены роялями в кустах, каждый из этих роялей готов прийти на помощь в самый безнадежный момент.
В общем, об этом и кино. Лучший рояль в кустах и бог из машины — это твой друг, которого ты бросил и даже предал, но он тебе не поверил.
Чудесная комедия за свои деньги. А теперь еще вспомни, что в нее бесплатно включены нескучные лекции о современном арт-бизнесе. Впрочем, Мане от Моне мы так и не научились отличать.
Mi obra maestra, «Шедевр», Аргентина/Испания, 100 мин. Режиссер: Гастон Дюпра. В главных ролях: Гильермо Франселья, Луис Брандони, Рауль Аревало, Андреа Фриджерио. В российском прокате с 28 февраля 2019 года.