Прежде чем оказаться в кинотеатре на первом ряду с попкорном и пенопластовым Мьёльниром, тебе надо узнать пару важных нюансов.
Первый. «Вальгалла: Рагнарёк» — не буквальный пересказ нордических мифов, это экранизация крайне популярных некогда в Скандинавии комиксов, а вот они базировались на текстах «Старшей Эдды», которая является каноном всей тамошней вальгалльно-рагнарёкской вселенной.
Второй нюанс. Про Рагнарёк можно снять взрослую монументальную драму, однако скандинавы избрали ровно тот же путь, что и их антиподы в Голливуде: у них получилось кино для детей.
Начинается оно с того, что на дворе мирного крестьянского семейства десантируется божественный тандем — Тор и Локи собственной персоной. Локи в этом фильме — загорелый брюнет, прими это как данность. Фермеры приняли.
Фермеры вообще не особенно удивились их явлению — ну боги и боги, пускай заходят, отдохнут с дороги. (Деревенщина была неотесанная, конечно, в те времена, современные крестьяне бы принялись богов на мобильник снимать и просить погасить кредиты за трактор.)
Обладатель острого нюха и слабого желудка, Тор не смог проглотить ту дрянь, что варилась в крестьянском котле. Ему мясо подавай. А потому бог грома и бури пустил под нож своего гигантского и куда более вкусного волшебного козла.
После трапезы и ночлега выяснилось, что крестьяне вели себя непослушно, возникла экстренная необходимость их жестоко покарать. В назидание беднякам боги забрали их дочь и сына с собой — в Вальгаллу. Дети там будут познавать божественное мастерство, а именно: полы подметать, подушки поправлять, кольчуги драить.
Как обычно, все идет не по плану. С приходом в Асгард выясняется нехорошее: из-под стражи сбежало особо опасное животное — волк-гигант Фенрир. А ведь, согласно пророчеству, это знак того, что Рагнарёк уже начался.
Предотвращению непредотвратимого Рагнарёка посвящены все дальнейшие похождения героев. В ходе их выясняется особенно важная роль никчемной и чумазой крестьянской девочки.
На словах это звучит запутанно, но хотя бы нескучно. А вот на экране, к сожалению, тебе не раз дадут возможность поскучать. Рагнарёк глазами скандинавских кинематографистов — событие невеселое, неторопливое, немноголюдное и не особенно пышное. Само же кино дарит давно забытое ощущение столкновения с восьмидесятыми. Именно тогда все снимали такие аскетичные темные сказки — не потому что было модно, а потому, что по-другому и не умели вовсе.
«Вальгалла: Рагнарёк» будто обнуляет все, что произошло в сказочном, батальном и фэнтезийном кинематографе за последние десятки лет. Показывать своим детям такое — все равно что повести их на кукольный спектакль. История-то важная и любопытная, только почему ее нельзя было рассказать человеческим, современным языком? Мы видим лишь одно рациональное объяснение поведению режиссера: так говорилось в пророчестве продюсеров.
Вальгалла: Рагнарёк, Valhalla, Дания/Норвегия/Швеция/Исландия. Режиссер Фенар Ахмад. В российском прокате с 30 января 2020 года.