Не так давно MAXIM сообщал тебе о том, какие песни наиболее заезжены до дыр в кинематографе. В том списке не нашлось свободного места «Пассажиру» Игги Попа, а ведь данный шлягер всякий раз норовят поставить, когда на экране есть тот самый пассажир. Далеко за примерами ехать не надо — аж в российском байопике «Лето» подвернулся удачный момент с троллейбусом.
«Свистуны» тоже не избежали торжества банальности, ибо главного героя нам являют в его пассажирский момент жизни. Когда он причаливает к берегам Канарского острова Гомера (в оригинале фильм так и назван La Gomera). Впрочем, после этого в картине будет звучать только опера. И надобно заметить, что оперные арии в антураже криминального триллера звучат поугрюмей любого Игги Попа — удачная находка для румынского режиссера Корнелиу Порумбою.
Ах да, этот самый Корнелиу прославился лет пятнадцать тому назад тем, что снял «12:08 к востоку от Бухареста». То была первостатейная посткоммунистическая сатира сродни немецкому «Гуд бай, Ленин!», однако в массах не столь популярная (намекаем тебе, что стоит посмотреть).
С тех пор Корнелиу любят в Каннах, наверное, даже наливают бесплатно. И когда режиссер решил поставить чисто развлекательный румынский нуар, каннское жюри это на автопилоте утвердило и включило в основную программу.
По правде говоря, «Свистунам» в последних Каннах ничего не светило, ибо какие-то «Паразиты» все загребли себе. Да и кино получилось по фестивальным меркам чересчур вопиюще развлекательное. Для нас это хорошо!
Неонуар — такой жанр, которому не надо искать зрителя. Кому по душам все это: роковые женщины, предательства, грязные деньги и напускная, нарочито напыщенная суровость, — те уже с готовностью сидят в кинозале (и ворчат, что в наше проклятое время там запрещают курить).
В нуаре же главное не сюжет и не экшен. Главное — персонажи и обстановка. И то, как персонажи покинут эту обстановку. Кто-то в кабриолете, кто-то в катафалке. А ежели в нуаре нашелся еще и сюжет с диалогами, то, считай, мы имеем дело с классикой жанра.
Так вот, в «Свистунах» сюжет в наличии, да еще с претензией на свежую странность. Главная фишка здесь — не твист, как в типовых детективах, а… свист.
На острове Гомера и в самом деле (это не выдумки) существует традиционный язык свиста. Пастухи пересвистывались между собой, когда требовалось пообщаться далеко в горах. Свист у них был вместо «Твиттера».
Продажный полицейский из Бухареста (его играет актер с невероятно экзотическим и звучным именем Влад Иванов) прибывает на остров по заданию мафии, чтобы разучить тот самый язык свиста для передачи тайных криминальных сообщений. Другого выхода у него и нет: его пасут свои же коллеги по полиции и весь его дом обвешан жучками с камерами.
Румынская красавица незабываемых форм Катринель Марлон взвалила на себя ношу нуарной роковой женщины. Носит купальники и красные платья, многозначительно курит и участвует в постельной сцене куда откровеннее тех, которыми балует современный Голливуд.
Светлую сторону силы представляет Родика Лазэр — еще одна ролевая модель нашей мечты, строгая дама из полиции.
А по центру всей заварухи — невзрачный матрасный (!) заводик, на котором наркомафия отмывает деньги. И деньги эти большие, а поэтому много кому нужны.
При всей своей ортодоксальности и неонуарной деловитости фильму вовсе не чужды всплески самоиронии. Фабрику по производству матрасов мы уже упомянули. А будет еще превосходная сюжетная ниточка с неправедно нажитыми деньгами, которые вдруг начнут служить Богу. Больше не будем раскрывать деталей, не любим спойлерить. И не будем разглашать финальный свист.
Вердикт: превосходное жанровое упражнение, с которым румынский режиссер справился почти на отлично. Заодно еще раз показал нам, что зло одинаково злит в любой обстановке — что на солнечных Канарах, что в сыром Бухаресте.
Свистуны (La Gomera), Румыния, Франция, Германия. Режиссер Корнелиу Порумбою. В российском прокате с 20 февраля 2020 года.