В детективном жанре тоже есть свои «Гамлет», «Король Лир» и «Дракула». То есть вечные сюжеты, которые заснимали до дыр, но мы все равно маниакально прилипаем к экранам, чтобы в финале раскрыть для себя главную интригу: чем сто пятьдесят шестая постановка лучше предыдущих ста пятидесяти пяти.
Ты и сам знаешь, о каких книгах речь. Две из них настрочила Агата Кристи, это «Десять негритят» и «Убийство в Восточном экспрессе», конечно. А третий роман придумал какой-то другой тип, в нем про огромную псину, которая по ночам на болотах грызла богатых наследников. Ты, должно быть, в курсе.
Любопытно, что «10 негритят» в зарубежных границах традиционно ставили не по книге Агаты Кристи, а по пьесе, которую сама писательница состряпала по заказу театралов. И снабдила ее — страшно подумать — хеппи эндом! Поэтому-то все доисторические экранизации отличаются страшно нелепым жизнеутверждающим финалом.
Говорухинские «Десять негритят» 1987 года останутся в истории как одна из первых адаптаций, которая полностью сохранила дух и развязку литературного первоисточника.
Снимая «Собаку Баскервилей», гораздо проще нести отсебятину и пришивать лепые и нелепые творческие решения: эта история далеко не герметична, происходит в двух эпохах да еще в большом селе, которое можно населить любыми психами по усмотрению автора.
А вот истории Агаты Кристи про экспресс и негритят совершенно герметичны и целиком завязаны на персонажах с конкретным местом действия. Хоть из кожи вон лезь — ну нельзя заменить тот же остров в «Десяти негритятах» даже на полуостров. Ибо герои в самого начала должны быть убеждены, что здесь они одни-одинешеньки, иначе это уже не детектив Кристи получится, а сериал Lost.
При просмотре нового французского сериала «Их было десять» (Ils ÉTaient Dix) тот же Lost невольно припоминается. Потому что действие происходит в наши гаджетозависимые времена, местность кишит ловушками, а сам остров с радостью перенесся на несколько тысяч километров южнее, чтобы быть ближе к пальмам, пескам и солнечному тропическому безделью.
Даже не верится, что в подобной обстановке кому-то захотелось всех убить. Это кем надо быть, чтобы уничтожать людей на пляжном отдыхе? Даже собака Баскервилей себе такого не позволяла!
Сама идея со считалочкой в политкорректное время тоже загнулась: никто теперь не бормочет куплеты про негритят или индейцев. А значит, умирать персонажи хоть и будут аккуратно по очереди, только как-то бессистемно, без смелых прогнозов, кто из них утонет, а кого придавит упавшим авиалайнером. Прямо «Пункт назначения» какой-то.
Из всего вышеизложенного ты, видимо, уже понял, что французы сняли сериал, который изрядно отошел от курса предшественников. И это точно не повод для жалоб: запиленная пластинка стала приедаться. Мы про ту пластинку, которая заводится в патефоне на торжественном ужине в каждой экранизации «Десяти негритят». Теперь вместо нее монитор.
(Если что, любителям старины добро пожаловать в английский мини-сериал «И никого не стало» 2015 года: вот там разгул медленной печали в полный рост на мерзком британском островишке. Хотя фанаты Кристи и ту постановку пинают за небогоугодный уход от канонов в мелочах и деталях.)
Трудно сказать, как подействует французский мини-сериал на древних адептов культа десяти негритят. А вот молодому или полумолодому зрителю такая адаптация точно требовалась, ибо их уже предсмертными рыданиями в викторианские платочки не пронять.
Да, мини-сериал неидеальный, но он хотя бы пытается быть современным. Под современностью мы подразумеваем именно настоящую современность, данную нам в ощущения, а не современность Стивена Моффата из недавнего «Дракулы», данная нам в тяжелых наркотиках.
Шестисерийный мини-сериал «Их было десять» с 15 июня 2020 года в российском онлайн-сервисе