Фильмов с воздушными шарами преступно мало. Обычно кинокартины или начинаются с воздушного шара («Таинственный остров») или заканчиваются на нем («Волшебник страны Оз»). Даже для Жюля Верна было неподъемной задачей придумать длинную историю, которая бы целиком разворачивалась в тесной корзине аэростата размером с хрущевскую кухню. Хичкок бы такое смог, но где он сейчас?
Том Харпер вовремя взялся за «Аэронавтов»: в 2019 году по спецэффектам ограничений никаких, викторианская эпоха в страшной моде, есть актер, который пока не испортил ни одного фильма — Эдди Редмэйн. В напарницы ему взяли Фелисити Джонс. Лицо ее трудно вспомнить, но имя запомнилось с тех пор, как у Фелисити была главная роль в космоопере «Изгой-один. Звездные войны».
Осталось придумать, чем занять этих двоих в аэростате на полтора часа. Детектив, комедия и эротическая драма, к сожалению, отпали. Зато можно сделать романтическое road-movie… то есть cloud-movie о превозмогании и преодолении.
Журналистское расследование MAXIM показало, что в этом фильме — правда, а что — не до конца правда. Итак, опасный и рекордный для своей эпохи перелет на воздушном шаре «Мамонт» действительно состоялся в 1862 году. В корзине тогда сидели два мужика мужского пола с мужскими паспортами на имена Джеймс Глейшер и Генри Коксвелл.
Авторы фильма заменили одного из них (не важно кого) на женщину. Ее прототип тоже существовал в природе под именем Софи Бланшар — первая профессиональная наездница на воздушных шарах. Она, правда, не летала с Глейшером и Коксвеллом, так как жила сильно раньше и развлекала полетами еще Наполеона.
Актеры с постановщиками с первых секунд фильма берут верную тональность. Меньше пафоса и трагических заламываний рук. Больше скорости, высоты и романтического задора. Что-то трудноуловимое в атмосфере «Аэронавтов» напоминает о часах детства, проведенных у телевизора наедине с «Пятнадцатилетним капитаном» и «Тайной острова Бэк-Кап». Невольно ждешь, что герои запоют в финале песню Дунаевского. Что их остановило?
Сюжет фильма прост, уместится в три предложения. Мечтатель Эдди Редмэйн хочет в небо — смотреть на звезды и изучать погоду. Авантюристка Фелисити Джонс — единственная, кто может ему помочь, однако не очень этого хочет. Фильм демонстрирует их редкордный по высоте перелет в корзине воздушного шара, иногда отвлекаясь на воспоминания героев о тернистом пути к корзине.
«Аэронавты» — то самое кино, которое замышлялось с кинотеатром в голове. Высь, звезды, снежинки, еще большая высь. И крохотные домишки викторианского Лондона с высоты птичьего полета (а птицы в викторианскую эпоху летали не ниже современных. — Прим. орнитолога). На типовом домашнем экране половина детальной картинки потеряется. То есть это тот фильм, который доставляет тебе немало «Вау!» и «Ух ты!», только ради этих «Вау!» придется подняться с дивана и добрести до кинозала.
Драматургия бесхитростна, зато с перцем и юмором. А когда диалоги кажутся вдруг скучными, можно просто разглядывать костюмы персонажей. Там есть на что посмотреть.
Ближе к концу видовое кино с бабочками и почтовыми голубями трансформируется в леденящую лав-стори о выживании. Бедная женщина тащит на своем горбу и шар, и своего компаньона, тяжелая голова которого забита метеорологией доверху. «Эверест» с «Экипажем» в одной корзине.
«Аэронавты» настолько свежи и очаровательны в своей живописной простоте, что затруднительно придумать хоть одну причину их игнорировать. Разве что ты очень-очень-очень не любишь любое кино. И у тебя аллергия на воздух.
"Аэронавты" (The Aeronauts), 2019, Великобритания/США. Режиссер Том Харпер. В ролях: Фелисити Джонс, Эдди Редмэйн, Химеш Патель, Том Кортни.
В российском прокате с 5 декабря.