Когда-то Хаяо Миядзаки вошел в нашу жизнь ровно пиксаровским образом. Все те, кто считал полнометражные мультики пустой тратой времени и пережитком дошкольных лет, вдруг поняли, что… ничего не понимали. Они не понимали, почему и как это их цепляет, завораживает, заставляет пересматривать.
2000–2010 годы останутся в летописях золотой эпохой больших мультфильмов. Американских, японских, английских, французских. Любых.
А сейчас мы сыты мультиками по горло. Мультфильм давно уже не магия, а трата денег на скучный семейный кинопоход, где главное угощение — не сюжет и картинка на экране, не песни, а мороженое в буфете. Да что там говорить, мы водим детишек на киношные ремейки диснеевской классики! Это стыднее, чем ходить всей семьей на жертвоприношения.
Молодой по японским меркам 46-летний аниматор Макото Синкай, кажется, осознал все это раньше нас. Поэтому он убивает банальность и рутинность. И на экране, и в кинозале.
«Дитя погоды» — картина о девочке, которая открыла в себе ведьминский дар управлять погодой. Причем дар работает в одну сторону: девочка делает погоду хорошей, радостной. Она призывает солнце в крохотной точке и на недолгое время, но люди и этим довольны, так как вся Япония заливается дождями уже многие месяцы.
Тучи, дожди, громы, молнии, лужи, потопы — основа этого мультфильма. Они буквально его наводняют. И это непередаваемо прекрасно.
Фанаты аниме — обычно это девочки до 30 лет и мальчики до 20 — считают, что Макото Синкай наиболее волшебно рисует облака, и большего от него не требуют. Облаков (и даже фауны, населяющей облака) в «Дитя погоды» будет огромное количество, но мультфильм не о небесах. Он о приземленных беспризорниках, хулиганах, стартаперах и школьницах-колдуньях, которые живут под дождем и задаются очень взрослыми вопросами.
В отличие от Миядзаки, у которого сказка повсюду и в каждом, Синкай населяет реальный мир реальными людьми и наблюдает за тем, как они будут выкручиваться из сказочных аномалий. Это интригует. Мы бы на их месте не выкрутились.
Предыдущее кино Синкая «Твое имя» собрало рекордный урожай денег и наград, «Дитя погоды» потребует большего, и это правильно. Здесь гораздо более понятный европейцу сюжет, больше красоты и меньше раздражающей японской куролесицы. Идеальный мультфильм 2010-х, который мы так ждали, а он все не оказывался идеальным. Теперь такой есть.
Тут даже присутствует немного апокалипсиса. Для тех зрителей, кто считает, что мультипликаторы слишком себя ограничивают.
«Дитя погоды» (Tenki no ko), Япония, 114 минут, в российском прокате с 31 октября.