В 1969 году, когда нас (по не зависящим от нас причинам) еще не было на белом свете, ансамбль The Rolling Stones открыл для себя новый стадионный саунд. С тех пор парни не выходили из зоны комфорта: все альбомы отличались лишь соотношением блюза и рок-н-ролла (где-то больше, где-то меньше) и тем, как выкрутил эквалайзер текущий продюсер. Исключение составляла разве что проклятая фанатами джем-фанковая пластинка 1976 года «Black and Blue» (показательно, что ее как раз любят те, кто равнодушен к остальной деятельности «роллингов»).
Иногда нажористую монотонность разбавляли при помощи диско или регги, однако критики и слушатели ворчали, так что долго такое безобразие никогда не длилось. В 2023 год «роллинги» вошли как гаранты стабильности мирового рок-н-ролла. Во-первых, живы, хоть и растеряли многих по пути (последняя жертва — барабанщик Чарли Уоттс, который отправился в рай слушать щебетание рок-н-ролльных птах два года тому назад). Во-вторых, любой современный альбом The Rolling Stones звучит как альбом The Rolling Stones, что поставило группу в один ряд со Status Quo, AC/DC и Motorhead. Не забываем, что первый сингл «камней» «Come On» вышел ровно 60 лет назад, в 1963-м.
Глыбу «Hackney Diamonds» «роллинги» писали года четыре, родили всего 12 песен, и это первый плюс (сейчас до них дошло, что лучше меньше, да лучше). Диванные аналитики и пресса в один голос заявляют, что перед нами лучший их альбом со времен «Some Girls» или «Tattoo You». Мы бы скорректировали эти смелые политические заявления и сказали, что если не лучший, то самый развлекательный — точно.
Из всех щелей льется добротная старомодность в духе все тех же «Some Girls» или «Goats Head Soup».
Мик Джаггер поразительно в форме, никакого старческого хрипа, остальные не отстают. В студию нагнали толпу именитых гостей от Пола Маккартни до Стиви Уандера, кто-то на басу подбренчал, кто-то похлопал в хоре. Зачем был нужен такой звездный кордебалет, не очень понятно, ровно за одним исключением, о котором чуть позже.
Головной хит «Angry» — пришелец из середины 70-х. Мы бодры, веселы, пишем простые риффы и не капаем на мозг. Весь последующий альбом примерно о том же. Сладостная «Depending on You» — почти брит-поп из девяностых. Хуковая «Mess It Up» — чтобы попрыгать и повалять дурака. Есть жесткие сюрпризы: «Bite My Head Off» — почти панк-рок и по названию, и по количеству произведенного шума, их самый панковый номер со времен «She Said Yeah» (1965).
Ближе к финалу разразился самый длинный номер программы — семиминутный блюз «Sweet Sounds of Heaven» с Леди Гагой на подхвате. Эффект сказочный: Гага вписалась так, будто всю жизнь голосила у «роллингов» на подпевках. Певицу не узнать — гениальный выход! Гага сделала главное дело своей жизни, как та барышня в песне Led Zeppelin «The Battle of Evermore», чье имя мало кто помнит (а надо бы, она Сэнди Денни из фолк-группы Fairport Convention, и это единственный раз, когда Led Zeppelin обратились за помощью к женщине во время записи своих классических опусов).
Идеальный случай: много новой музыки, а звучит как любимая старая. Жаль, что это последний подгон от The Rolling Stones… хотя бог их знает: они живучие крендели.
Вердикт: твердые как камень четыре балла. В целом перед нами более хард-рок, чем последнее от AC/DC. ★★★★☆
И раз уж мы включили сюда видеоклип, можно почитать, в каких условиях он создавался: Сидни Суини снялась в новом клипе «Angry» The Rolling Stones.