В понимании россиян представитель западной цивилизации — существо в целом пьющее, но недостаточно усердно. То ли дело на Руси! Там каждый второй всенародный фильм прокачан тостами, попойками и предсмертными похмельями. И это без компьютерных спецэффектов, на живых актерах! Заграница так не умеет.
А почему не умеет? Вот возьмем для примера достославный «Мальчишник в Вегасе». Казалось бы, про пьянку. Полюбился нашей публике. Местами даже смешной. Все идеально ровно до той секунды, когда ты вдруг понимаешь: приключение началось не с водки-пива-самогона. Виноваты таблетки, мерзкая фармацевтическая химия, которую один из мальчишей подмешал другим мальчишам. Это наносит жирный минус «Мальчишнику в Вегасе».
Вообще, практически все выдающиеся блокбастеры о пьяном разгуле и дебоше замешены на смеси спирта и богомерзких наркотиков. Чистое жанровое пьянство в иностранном кино — редкий гость и звучит как заявка на артхаус.
Теперь добро пожаловать в светлый мир без наркотиков! Почти великий датчанин Томас Винтерберг оторвался от безысходных драм («Курск» и «Охота») и снова занялся жестким троллингом. В итоге почти впервые в европейском фильме концентрация пьяных свинтусов и свинячеств достигает российской нормы.
Мадс Миккельсен играет датского учителя. Актер он фактурный, ему можно играть алкоголиков без грима. Здесь он — преподаватель истории, который бы пропил глобус, если бы был преподавателем географии.
Он стал таким не сразу. В фильме есть что-то вроде завязки: стая школьников нарушает безобразия и горланит непотребные напитки. За это учителям прилетает сверху пребольшой нагоняй по партийной линии (или что что там у них в Дании вместо партии). Одним словом, что-то надо делать с учениками. Запретить им пьянствовать — задача в корне бесполезная, как это понимают и сами педагоги.
Вскоре преподавателям приходит в голову неозвученная мысль: раз уж ученики себе черт-те что позволяют, пьют по 50 бутылок пива в неделю, то чем взрослые хуже?
Учителя вспоминают мудрого местного философа, согласно учению которого каждому человеку на земле с рождения недостает в крови половины промилле, и этот дефицит требуется покрывать при всяком удобном случае. Желательно круглосуточно.
Далее следует что-то среднее между мужским пари и тайным заговором интеллигенции. Четверо педагогов договариваются всегда пить на работе. При этом аккуратно контролировать значение промилле в крови.
Будет смешно. Особенно когда они палятся. Или чувствуют себя супергероями под супердопингом. Тем более что дела и в школьных, и в семейных вопросах парадоксально пошли на поправку.
А на 43-й минуте фильма наступает то, чего зритель давно и подспудно ждет: предложение повысить дозу. Это уже игра с огнем, ничто уже не будет по-прежнему. Физрук, как подлинный профессионал, пьет за троих.
Фильм «Еще по одной» смело берет крамольную для нашего времени ноту. Икая и запинаясь, вещает, что алкоголь — лекарство от всех болезней, кроме алкоголизма.
Винтерберг явно провоцирует зрителя. Ведь мораль показанного можно будет трактовать как угодно, фильм недогматичен. Не читает нотации и открыт, что называется, к трезвому диалогу. Понимай его как хочешь — в меру своей испорченности.
Учитель истории остроумно вещает на уроках об алкогольных подвигах Уинстона Черчилля. Плюс один балл алкоголю. А вот мы видим, как пьяный Борис Ельцин неостроумно пляшет на официальном приеме. Минус один балл алкоголю.
Вердикт: невольно представляешь себе, как в финале пьяный преподаватель задает ученикам вопрос: «Чему нас учит это кино?» Винтерберг от этого благоразумно воздержался.
★★★★★
«Еще по одной» (Druk), Дания - Швеция - Нидерланды. Режиссер Томас Винтерберг. В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Магнус Милланг, Ларс Ранте.
В российском прокате с 12 ноября 2020 года.