«Лето» (2018)
Виктору Цою, так же как Владимиру Высоцкому и Горшку, в какой-то степени печально повезло: они успешно умерли до того, как времена и люди в России поменялись, и не надо делать выбор — оставаться маргиналами-бунтарями или полностью вписаться в новую политическую систему. Именно поэтому про них снимают и будут снимать биографии, а черно-белая душевная лента «Лето» о первых шагах Цоя и Науменко к славе в городе Ленинграде просто обязана была получиться. И она получилась. А мы бы еще с удовольствием глянули экранизацию похождений Жанны Агузаровой.
«Король и Шут» (2023)
История легендарной постсоветской рок-группы выполнена в максимально подходящей для легенды форме — с нагромождением мистических трипов и отступлений. Мини-сериал прокатился по маленьким экранам страны с воистину грандиозным успехом, возродив и без того не мертвый интерес к сказочным панкам из Питера.
«Пистолет» (2022)
Сериал о «КиШ» максимально интересно сравнить с его британским аналогом — шестисерийной биографической сагой про пионеров лондонского панк-рока Sex Pistols, которую самолично спродюсировал и поставил Дэнни Бойл. «Пистолеты» не впервые возникают на экране, первой биографической точкой про них стала трагедия «Сид и Нэнси» в 1986 году, где конченого торчка и панка-малолетку Сида сыграл Гэри Олдмен. Однако и Бойлу нашлось сказать кое-чего свежего, сериал прямо-таки мимолетно проглатывается за вечер с ночью.
«Переступить черту» (2005)
Трижды оскароносная постановка про жизнь, метания и деяния монстра кантри-музыки Джонни Кэша. Тема на самом деле сложная, особенно для американцев, — все равно как для наших снимать про Высоцкого. Отсюда вытекают плюсы и минусы картины: с одной стороны, в ней ничто не испорчено и она ничему не навредила, а с другой — и смелой ее не назвать. Фактически перед вами конструктор из бывших и будущих лекал для музыкальных биографических лент. Ну а на Хоакина Феникса и Риз Уизерспун всегда отрадно посмотреть.
«Быть лучше: История Робби Уильямса» (2024)
Ровно противоположный пример — невероятно смелый и экспериментальный фильм «Быть лучше», где по наущению самого Робби Уильямса главную роль играет… обезьяна. Компьютерная. Решение придает картине нерва и энергии, а с художественной точки зрения кажется запредельно грамотным трюком. Но не с коммерческой: фильм был не понят, провалился, особенно в Америке, где популярность Робби Уильямса равняется примерно нулю, там вообще никто не знает о существовании такого британского певца.
«Рокетмен» (2019)
Элтон Джон тоже решил выговориться по полной, чтобы сбросить с себя тысячи пудов грехов, стыдов и косяков. Несмотря на веселую красочную подачу, «Рокетмен», безусловно, фильм-исповедь, рок-н-ролльное покаяние. Да еще и снят в формате мюзикла, со всеми его плясками и кордебалетами, что, казалось бы, очевидный ход для рок-биографии, только почему-то ранее пускался в ход крайне редко.
«Грязь» (2019)
Netflix взялся за весьма нехарактерный для себя труд — снять и показать всему миру похождения конченых и вульгарных отморозков, то есть окунуться в ад, где уже не действуют законы политической корректности. В основе — одноименная автобиографическая книженция экстремально фривольного содержания. Все были уверены, что Netflix стопудово облажается, и вдруг сюрприз — рок-н-ролльный угар в полный рост про «банду конченых придурков», как они сами себя называют в первой же сцене. Как и в книге, самый шикарный момент — знакомство с Оззи.
«The Doors» (1991)
А сколько было криков и стонов — дескать, Оливер Стоун искалечил, загламурил и испохабил самую красивую историю рок-н-ролла! Однако полюбуйтесь на результат: с той поры никто не берется исправлять или снимать новую масштабную биографию Джима Моррисона. Получается, что Оливер Стоун закрыл тему «Дверей».
«Голос улиц» (2015)
Пересказ былин и жизнедеяний самой радикальной рэп-группы 1980-х — N.W.A. В наших краях из всей этой комптонской шараги наиболее известен молодец Айс Кьюб. Шмоны, разборки, «Fuck the Police» — образцовое зрелище для тех, кому интересно, с какой уличной дичи начинался ныне благочинно глянцевый жанр хип-хоп. Айс Кьюба играет его собственный сын, О’Ши Джексон-младший.
«Повелители хаоса» (2018)
Очень-очень черная история из сфер очень-очень черного норвежского метала. Как познакомились Варг Викернес, люди из группы Mayhem и Emperor. Как жгли церкви и не гнушались убить кого-то из своих. Картину раскритиковали фанаты тру-норвежского блек-метала, хотя на самом деле историю экранизировал человек, который стоял у истоков всего этого зла и поэтому врубается в тему — режиссер Юнас Окерлунд начинал барабанщиком в самом первом составе Bathory.
«Богемская рапсодия» (2018)
Помните, как весь мир был утоплен в хайпе в момент выхода фильма с Малеком в главной роли? Экранизация чудесных похождений Фреда Меркьюри и группы Queen была самой ожидаемой по умолчанию, а наделала шороху с перекрытием всех смелых планов. 903 миллиона долларов сборов в мировом прокате — невероятный результат, поразительный: даже у мюзикла «Мамма Mia!» на треть меньше. А стоила «Богемская рапсодия» всего полтос, при этом смотрится мегаэпично — лишь благодаря чарам эпической музыки.
А теперь немного больных фантазий на тему слияния кино с музыкой: Как бы выглядели пластинки в России, если бы их выпускали переводчики фильмов.