The Beatles, «Revolver» (1966)
С равным успехом сюда мог попасть и «Белый альбом», но мы выбрали «Revolver», потому что на нем нет такой беды, как «Revolution 9» на восемь с половиной минут. Плюс картинка замечательная во всех отношениях, как и тот факт, что именно этот альбом, а не «Сержант Пеппер» нынче принято считать переломным в творчестве ливерпульцев. Ни одной лишней ноты и ни единого лишнего штриха!
Monks, «Black Monk Time» (1966)
Общепризнанно один из самых чудных альбомов в истории человечества, к тому же очень штучный товар: гаражный кооператив Monks постановил, что достаточно записать один диск, с него все началось, на нем же и закончилось. Записан он солдатами, которые пребывали на службе в Германии и развлекали местную публику песнями. Так как немцы ничего по-английски не понимали, то все тексты сводились к паре выкриков, ну и музыка соответствовала. По состоянию на 1966 год это самая панковая, постпанковая и инди-роковая пластинка в мире.
The Velvet Underground, «The Velvet Underground» (1969)
Тишайший анплаггед-альбом от коллектива, который в свое время считался самым шумным и раздражающим для мирового музыкального сообщества. Настолько прелестная трансформация, аж невозможно сопротивляться. Так называемый «туалетный микс» альбома интереснее сочной студийной версии.
Pink Floyd, «Relics» (1971)
Абсолютно убойная вещь, которую никто не просил и не ждал — получилось спонтанно. Психоделисты Pink Floyd собирались записывать свой особенно сложный альбом «Meddle», и менеджеры были уверены, будто ничего у группы не выгорит. Для страховки на скорую руку состряпали абсурдный сборник синглов, би-сайдов, каких-то альбомных и неизданных песенок. Компиляцию явно собирал кто-то обдолбанный, ибо никакой логики в треклисте из вещей 1967–1969 года не прослеживается. Именно хаос вдруг подарил миру лучший по сей день сборник Pink Floyd, на котором выросли тысячи фанатов их раннего творчества.
Gong, «Camembert Electrique» (1971)
Нечто из тех же космических сфер, что и «Relics» Pink Floyd. Максимально фриковый психоделический прог, который человеческими словами описать проблематично… Ну представьте, будто King Crimson выступали бы в цирке шапито.
Neu! «Neu 75» (1975)
Смелый, разнообразный и полный сюрпризов магнум-опус немецкого коллектива «Neu!», который отпочковался в незапамятные времена от Kraftwerk.
Ramones, «Ramones» (1976)
Почти то же, что и Monks, только вместо клавиш — бензопилы. Далее все понятно, добавим лишь про обложку: это одна из самых иконических в истории рока фотографий, она регулярно кем-то копируется, цитируется и пародируется.
Kraftwerk, «Trans Europa Express» (1977)
Еще никогда — ни до, ни после — музыка роботов не была столь меланхоличной. Будто ее написал Марвин из «Автостопом по Галактике».
Madness, «One Step Beyond…» (1979)
А теперь нечто совершенно противоположное — одна из самых удалых-развеселых пластинок в анналах рок-музыки. Разгоняет любые тучи вплоть до атомных. Пионеры британского ска Madness так и не смогли поймать такой вайб повторно. Все потом было хорошо, но уже не то.
The Specials, «Specials» (1979)
Еще одни пионеры ска — таких как раз легко опознавать по черно-белым картинкам, тогда это было в тренде. Не так легко и весело, как Madness, однако каждая песня по-своему изумительна.
Joy Division, «Closer» (1980)
У мегачудищ постпанка Joy Division имелось лишь два альбома, оба черно-белые. По части содержимого их все считают равноценными, и все же, на наш взгляд, они изрядно отличаются: «Unknown Pleasures» тяжелый и гитарный, а «Closer» уже ближе музыке будущего — с оргией минимализма и аскетичными угрюмыми клавишами, поэтому его сегодня интереснее слушать. Вышел через два месяца после трагической кончины лидера Joy Division Иэна Кёртиса.
Killing Joke, «Killing Joke» (1980)
Тот случай, когда альбом исполнен в одном жанре, а повлиял совершенно на другие. На дебютнике Killing Joke пытались замутить новые звуки и ритмы для постпанка. А спустя годы выяснилось: все наработки куда больше пригодились металлистам, особенно тем, которые хотели скрестить металл с индастриалом, вроде Ministry. Песню «The Wait» перепевала Metallica в свои лучшие годы.
AC/DC, «Back in Black» (1980)
Седьмой и по-настоящему траурный диск австралийских пивных рокеров. Что именно на нем, вы сами прекрасно знаете, это ведь самая продаваемая рок-пластинка всех времен — 50 миллионов копий.
Dead Kennedys, «Fresh Fruit for Rotting Vegetables» (1980)
Выпускался также с желтой надписью и даже с целиком красной обложкой, однако настоящий дизайн именно бесцветный. В 1980 году панк-рокер Джелло Биафра и его славный коллектив уже вещали об ужасах американского капитализма. Никто не верил, вот мы и дожили до Трампа. Возможно, самый идеальный панк-альбом всех времен. Библия для всех русских панков.
Accept, «Balls to The Wall» (1983)
Наверное, единственная из пластинок в нашем списке, оформление которой с чистой совестью можно назвать уродским. Сие, однако, никоим образом не относится к содержимому, где навалом самого ядреного тевтонского хеви-метала.
Scorpions, «Love at First Sting» (1984)
Саундтрек всего Советского Союза 80-х. Для мальчиков — «Rock You Like a Hurricane», для девочек — «Still Loving You». Жаль, обложку тогда мало кто видел (в СССР все от руки на кассетах писалось), иначе бы любили еще больше и вообще лопались от счастья.
The Cure, «Standing on a Beach — The Singles» (1986)
The Cure мысленно и подсознательно уже представляется черно-белой группой. При этом, как ни поразительно, черно-белых дизайнов у них кот наплакал: альбом «Faith» (1981), последний «Songs of a Lost World» (2024) и сборник ранних синглов (из них масса неальбомных) «Standing on a Beach». Лучшая стартовая точка для знакомства с этой группой, пусть даже здесь нет хитов с «Disintegration» и «Wish».
The Jesus And Mary Chain, «Barbed Wire Kisses (B-Sides and More)» (1988)
Интересный случай, когда сборник перемешанных напропалую би-сайдов и левых треков неожиданно играет как абсолютно цельный альбом. Особенно в исконной однодисковой версии без бонусов. Вас ждет занятное приключение, в котором шотландцы смешивают настоящий шум с поп-мелодиями в непредсказуемых пропорциях.
Depeche Mode, «101» (1989)
Свой первый концертный альбом Depeche Mode оформили черно-белыми снимками — видимо, чтобы быть поближе к народу, к тем сотням тысяч людей, которые подпевали на стадионах. Красиво!
Carcass, «Symphonies of Sickness» (1989)
Истоки современного экстрим-метала, где накручивается такой тяжелый саунд, что уши в трубочку сворачиваются раз и навсегда. И все это под риффы в стиле «Black Sabbath пустился в галоп» с неописуемо жуткими голосами. При этом «Symphonies of Sickness» считается весьма музыкальной пластинкой, хотя в это верит далеко не каждый.
Sonic Youth, «Goo» (1990)
Шестой альбом шумных американских инди-рокеров, с монохромным комиксом спереди и сзади. И абсолютно безупречный в музыкальном плане. Мало кто из фанатов будет спорить с фактом: «Goo» в числе наиболее сочных пластинок коллектива.
Metallica, «Metallica» (1991)
Причины быть траурной у «Метлы» имелись во времена предыдущего альбома «…And Justice for All», а в 1991-м перед нами чистой воды китч. Но кто мы такие, чтобы придираться по пустякам к эпохальному метал-альбому, на котором росли с той поры все мальчики и девочки в кожанках.
Sade, «Love Deluxe» (1992)
Не уверены, можно ли альбом звать стопроцентно черно-белым: в различных изданиях окрас изрядно гулял и менялся. Однако сказочно мягкий трип-поп-шедевр Шаде и Ко настолько обожают в наших краях, что мы были не вправе подобное игнорировать. «No Ordinary Love» легко тянет на главный медляк девяностых.
Darkthrone, «A Blaze in the Nothern Sky» (1992)
Духоподъемная нордическая музыка с леденящей хваткой на горле слушателя. Самый первый, между прочим, альбом норвежского блэк-метала. И офигеть какой крутой. Следующие два диска Darkthrone оформят в том же лютом бесцветном духе.
Beastie Boys, «Check Your Head» (1992)
На «Ill Communication» больше хитов, и он тоже черно-белый. И всё-таки мы делаем смелый шаг и предлагаем именно альбом 1992 года. Крепкий, эпичный коктейль из рэпа, фанка и альтернативного рока. Настолько он богат идеями, что аж с двадцати прослушиваний все не умещается в голове.
The Prodigy, «Experience» (1992)
Первый рейв-альбом, который можно и нужно слушать от начала до конца, — так про него писали андеграундные современники. И даже не верили, что дальше будет только лучше. Потрясающей силы колбаса!
Massive Attack, «Mezzanine» (1998)
Одна из ключевых работ девяностых. Попросту идеальный, взрослый и зрелый трип-хоп. Создается ощущение, будто после него все артисты даже не пытались подняться на обозначенный «Мезонином» уровень.
System of a Down, «Steal This Album!» (2002)
Идея для оформления просто гениальная! В те годы было принято воровать компакт-диски из магазинов, и с этим боролись как могли: какие-то магазины вынимали диски из коробок, какие-то приматывали скотчем, а нью-металлисты System of a Down поступили ровным счетом наоборот и призвали спереть их диск с прилавка. Да еще написали будто маркером на болванке. Большинство песен задолго до выхода диска были украдены и изданы пиратами, музыкантам терять было нечего!
Vektor, «Black Future» (2009)
Суровый и мощный кандидат на звание лучшего треш-метал-альбома нового века. Запредельно трушный техно-треш без компромиссов, как будто Voivod, Destruction и поздний Death собрались в воображаемую супергруппу.
Kendrick Lamar, «To Pimp a Butterfly» (2015)
Из числа максимально важных для современного хип-хопа работ. Свежо, экспериментально и, как сейчас любят говорить, аналогов нет. Вряд ли это дозволительно назвать музыкой на каждый день, зато если вам интересно узнать, как мог бы звучать прогрессив в рэпе, то прямиком сюда. Мы бы сказали, «To Pimp a Butterfly» — это рэп эпохи Radiohead. Фактически неверно, однако суть передает.
Radiohead, «A Moon Shaped Pool» (2016)
А Radiohead заигрались со сверхновыми и сверхмодными звуками, и «A Moon Shaped Pool» звучит почти как арт-поп-опус, сильно растеряв рокерские корни. И внезапно им это идет, тревожные артисты обрели точку высокой угрюмой гармонии.
David Bowie, «Blackstar» (2016)
Финальный предсмертный выдох великого британского певца, который именно так велик, как говорят легенды. На «Blackstar» много джаза, электроники, арт-рока, а по итогу совсем не обременительная и шикарная звуковая палитра, возможно сильнее легендарного «Heroes», который тоже черно-белый. Красиво человек ушел… Хотя почему ушел? Улетел.
Прежде чем бежать слушать упущенное, можно на пять минут расслабиться и попробовать нечто забавное по той же теме: Художник перепутал логотипы на дисках, угадайте исполнителя.