Лучший фильм-комикс
«Стражи Галактики. Часть 3» (фантастика-боевик, режиссер Джеймс Ганн)
Странно об этом говорить, но именно в данной категории конкуренция отсутствовала как класс. Комикс-индустрия скурвилась прямо на глазах буквально за пару лет, и вот мы имеем то, что имеем, — год, под завязку забитый лентами про супергероев в трико, из которых лишь одна запомнилась чем-то хорошим. Авторы и историю Стражей закрыли душевно, и про защиту животных в кои-то веки поговорили нескучно.
Лучший серьезный фильм
«Оппенгеймер» (драма-биография, режиссер Кристофер Нолан)
Чуток перехваленное, при этом на самом деле важное высказывание о роли умных людей в мировой истории. Можно сколько угодно дуться на байопик от Кристофера Нолана по реальному или надуманному поводу, но не опровергнуть главного: прекрасно, когда мир в Сети обсуждает такое произведение, а не пятисотый вычих «Звездных войн». Забытое ощущение.
Лучший фильм под пивасик
Операция «Фортуна»: Искусство побеждать (боевик-комедия, режиссер Гай Ричи)
Мы где-то на галерке слышали свист и жалобы — дескать, Гай Ричи уже не тот. Очнитесь, мужики, кто вам еще вот уже много лет стабильно подгоняет годноту, которая одинаково четко идет под дешевый пивасик и под гламурный односолодовый вискарик. Только Ричи! Зачетная комедия про агентов под прикрытием, да еще Джейсон Стейтем, Хью Грант и Обри Плаза в кадре.
Лучший девчуковый фильм
«Барби», (комедия, режиссер Грета Гервиг)
Мужики в редакции MAXIM не очень поняли, в чем сила «Барби», однако мы верим своим барышням, которые в поголовном восторге.
Лучший российский фильм
«Айта» (триллер, режиссер Степан Бурнашев)
В поле зрения масс «Айта» попала после того, как на самый кассовый фильм Якутии принялись наезжать с криками «запретить и закопать». Народ встрепенулся, пошел разбираться сам и вдруг увидел удивительно ладный криминальный триллер по лучшим мировым стандартам о суровых нравах глубинки и ксенофобии.
Лучший фильм ужасов
«Одержимые злом» (хоррор, режиссер Демиан Рунья)
Рунья вписал Аргентину в мировые атласы хорроров своим предыдущим фильмом «Оцепеневшие от страха», теперь снял кино непохожее на первое, но даже более жуткое. Про демонические силы, с которыми вступают в борьбу простые и не особенно умные фермеры. На каждом повороте фильм съезжает не туда, куда ждет зритель.
Лучший фантастический фильм
«Они клонировали Тайрона» (фантастика, режиссер Джуэл Тейлор)
Забавное сатирическое полотно в духе «Черного зеркала», где все действие разворачивается в колоритных черных кварталах. Уже из названия нетрудно догадаться, что речь пойдет о клонировании. Не все рассказанное по итогу логически увязывается, но ощущение, что тебя обманули, отсутствует, потому что перед нами самый удалый представитель фантастического жанра в 2023 году.
Самый заумный фильм
«Все страхи Бо» (сюрреалистический триллер, режиссер Ари Астер)
Мастер умных ужасов Ари Астер перестарался в этом году и выдал ленту, в которой мало кто мог разобраться. Мы-то сами осилили все переварить и осмыслить лишь со второго просмотра. Хоакин Феникс играет неудачника, в чьем теле будто поселились все существующие фобии человечества, и мир его начинает преследовать. Выглядит, с одной стороны, депрессивно, как его же Джокер, с другой — взрывы черного юмора в самых неожиданных моментах.
Лучший полнометражный мультфильм
«Человек-паук: Паутина вселенных» (экшен-комикс, режиссеры Жуакин Душ Сантуш, Кемп Пауэрс, Джастин Томпсон)
После всего, что создатели наворотили в предыдущей серии «Человек-паук: Через вселенные», они не имели права на провал. Так и вышло: мультипликационный триумф года. Конечно, без крышесносящего эффекта новизны, как было в прошлый раз, зато всего того же гораздо больше и громче!
Лучший детектив
«Призраки в Венеции» (детектив, режиссер Кеннет Брана)
В третьем кинополотне с Кеннетом Браной в шкуре Эркюля Пуаро авторы распростились с большими кинозвездами и уменьшили размеры мира, уместив историю в одном доме в историческом центре Венеции. Также распрощались и с первоисточником Агаты Кристи, уйдя от исходного сюжета почти в полный отрыв. Сомнительные изменения почему-то пошли на пользу — получился явно более правильный и атмосферный ретродетектив. Мистика какая-то!
Самый неожиданный фильм
«Два, три, демон, приди!» (хоррор, режиссеры Дэнни и Майкл Филипп)
С названием российские переводчики перестарались настолько, что даже слегка исказили суть сюжета (фильм вовсе не о демонах). На этом все минусы заканчиваются, остаются плюсы. Фильм от австралийских дебютантов, который точно никто не ждал и который точно предоставил одну из самых свежих историй в жанре современных ужасов. Надеемся, что они не замусолят всё сиквелами.
Лучшая комедия
«Курение вызывает кашель» (комедия-фантастика, режиссер Квентин Дюпьё)
Комедиограф-сюрреалист Mr. Oizo с каждым разом снимает все более приземленные, понятные простым смертным фильмы, но все равно еще витает где-то высоко в облаках, за что и ценится. На этот раз он выдал историю о нелепых супергероях, которые отправляются на природу на тимбилдинг, где начинают вести себя еще нелепее. Пасхалки из «Автостопом по Галактике» и из раннего Питера Джексона прилагаются.
Главный пацанский фильм
«Джон Уик — 4» (боевик, режиссер Чад Стахелски)
Четвертое кино о неудержимом киллере, который очень любил собак, вышло чудным. Убийца стал окончательно неубиваемым, к тому же Джок Уик и остальная вселенная фильма, кажется, уже забыли, с чего все начиналось и чего все добиваются. Логику с физикой тоже похоронили, что окончательно приблизило «Джона Уика» к всенародно любимым боевикам из Гонконга. Почти три часа непрерывного махача — подарок для тех, кто готов крутить такое по кругу.
Самый ненужный сиквел
«Форсаж 10» (боевик, режиссер Луи Летерье)
У «Форсажа» была мощная конкуренция в этой позорной номинации, включая новые похождения Индианы Джонса и Трансформеров. Но Вин Дизель на форсаже обошел всех и врезался прямо в стену. Десятый выпуск слегка бодрее и пристойнее предыдущего, однако апгрейдов и заплаток явно недостаточно, чтобы выплыть из лужи вонючего гудрона, где семейство Доминика Торетто бултыхается последние годы.
Самый тупой фильм
«Без ответа» (романтический боевик, режиссер Декстер Флетчер)
Сюда мог попасть почти любой комикс-фильм 2023 года, однако «Без ответа» нас удивил именно тем, что перед нами нечто совершенно иное — залихватский шпионский боевик с топовыми звездами, среди которых Крис Эванс и Ана де Армас с нелепой прической и покраской лица. Деньги нашлись на все, кроме сценария: его писало комнатное растение, имбецил в горшке. Ну почему, а?!
Позорище года
«Капитан Марвел — 2» (комикс-боевик, режиссер Ниа Дакоста)
У фильма есть неоспоримое достоинство: после него уже невозможно будет снять что-то хуже. Вселенная Marvel обязательно пойдет на поправку, ибо в «Капитане Марвеле — 2» она достигла самого дна бездны. Несуществующий сценарий, навязчивая повестка, актеры, нанятые по объявлению за горстку риса. Причем перед нами явно не фейл отдельно взятого режиссера (34-летняя Ниа Дакоста), а системный сбой всей машины Marvel-Disney, которая контролировала каждый вздох и чих на съемочной площадке. Кино провалилось в прокате, а в корпорациях стартовали мозговые штурмы, как спасать свое будущее.
Ну и чтобы не горевать по итогам года, попробуйте нарисовать себе улыбку на лице: Лучшие анекдоты про знаменитостей и звезд.