Долгое время Эннио Морриконе оставался чисто контркультурным феноменом, как и его земляк Стельвио Чиприани. Спагетти-вестерны, евро-триллеры и прочая разносортица считались их вотчиной. Нередко такая музыка оказывалась в разы сильнее самого фильма. В итоге ноты Морриконе услышал и весь остальной мир, и даже надарил «Оскаров». Сейчас мы вспоминаем не столько лучшую музыку композитора, сколько фильмы, в которых она прозвучала.
«Долларовая трилогия» (1964, 1965, 1966)
Так неофициально зовут боекомплект из трех картин Серджо Леоне с Клинтом Иствудом — «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой». Леоне столь невероятно полюбил мелодии Эннио Морриконе, что не хотел их обрывать. Именно поэтому в его спагетти-вестернах так много длиннот и созерцательных кадров — Леоне выжидал, пока музыка доиграет во всей красе. Поэтому в некотором смысле все эти три фильма — видеоклипы к мотивам итальянского композитора.
«Однажды на Диком Западе», 1968
Еще один вестерн Серджо Леоне с вечными темами Эннио Морриконе. Однако на этот раз без вечного Клинта Иствуда. Его заменил совершенно некрасивый, зато шибко брутальный по тем временам Чарльз Бронсон. За красоту же в фильме отдувалась Клаудия Кардинале. «Однажды на Диком Западе» — чуть более американский, чуть менее спагетти-вестерн, нежели предыдущие работы тандема Леоне+Морриконе. Хитом фильм сразу не стал, однако сейчас единодушно считается вершиной-превершиной жанра. Лукас, Скорсезе и Тарантино его просто обожали.
«Профессионал», 1981
Вряд ли французский режиссёр Жорж Лотнер, снимая боевик про спецагента трагичной судьбы, предполагал, что кино запомнят в первую очередь по музыкальной теме. Однако случилось именно так, хотя и сама картина — безусловное украшение фильмографии Жан-Поля Бельмондо. Что касается знаменитой мелодии Морриконе «Chi Mai», то тут есть один дурацкий нюанс. Вещицу композитор написал задолго до «Профессионала» и уже успел разместить ранее в фильмах «Магдалена» и «Встреча».
«Нечто», 1982
Да-да. Не все даже поклонники жанра научно-фантастического хоррора помнят, что к арктическому фильму Карпентера саундтрек сочинил Эннио Морриконе. Режиссер сам сделал такой выбор, потому что хотел, чтобы фильм не смотрелся совсем уж по-голливудски, хотел приукрасить его ощущением некоей европейщины. Морриконе в духе тех времен прибег не столько к оркестровкам, сколько к электронным пассажам. Получилось немного странно и не всегда уместно, однако в сумме все это и дало требуемое ощущение околокосмического хаоса.
«Однажды в Америке», 1983
В самом начале Серджо Леоне отклонил предложение экранизировать бестселлер «Крёстный отец», ибо пребывал в уверенности, что способен сотворить подобный гангстерский эпос самостоятельно, без оглядок на литературный первоисточник и ожидания продюсеров. Ответка «Крёстному отцу» затянулась, вышла лишь в 1983 году и понравилась далеко не всем. Но даже те, кто засыпают на этом кино не отрицают, что это классика жанра. Тут есть Роберт Де Ниро, крохотная Дженнифер Коннелли. И Эннио Морриконе тоже на посту — куда же Леоне без него.
«Лолита», 1997
«Лолиту» по понятным тебе причинам часто называют романом, который невозможно экранизировать. И тем не менее были предприняты две попытки. Великий Стэнли Кубрик ступил на эту зыбкую почву в 1962 году и получил многократно по шапке, хотя многим понравилось. В 1997 в авантюру ввязался режиссёр «Девяти с половиной недель» Эдриан Лайн. И тоже получил по шапке, хотя он и пытался сгладить углы — 12-летнюю Лолиту играла 15-летняя актриса. Все же и эта «Лолита» для многих стала важным, обязательным фильмом. И весь саундтрек написан силами одного Морриконе.
Читай: 10 лучших фильмов по книгам, считавшихся неэкранизируемыми
«Легенда о пианисте», 1998
Когда выдающийся итальянский кинематографист Джузеппе Торнаторе собрался выдать свой первый англоязычный фильм, то на главную роль позвал Тима Рота. А в композиторское кресло усадил Эннио Морриконе, с которым спелся еще на съемках драмы «Новый кинотеатр „Парадизо“». Кинофильмы Торнаторе в принципе очень музыкальны, а тут пианист заявлен уже в заголовке, который по сюжету родился, вырос и работает на трансатлантическом лайнере. В Америке картину встретили кисло, а вот в российских краях у неё тьма поклонников.
«Бесславные ублюдки», 2009
Фанатический энтузиаст всего, так или иначе связанного с Эннио Морриконе, режиссёр Квентин Тарантино в первый раз позвал его поколдовать над музыкой к «Бесславным ублюдкам». Можно сказать, что озвучивая чокнутую историю про евреев, мстящих Гитлеру, Морриконе окунулся снова в годы молодости. Уже с новой высоты.
«Лучшее предложение», 2013
Полный загадок криминальный триллер Джузеппе Торнаторе о продавцах антиквариата, между которыми разгораются авантюрные и романтические страсти. В главной роли любитель яблок из «Пиратов Карибского моря» Джеффри Раш. Взрослое кино о коварстве, об искусстве и об алчности. С очень странными персонажами, которыми не всякий зритель проникнется. Но если получится, то глубоко.
«Омерзительная восьмёрка», 2015
Морриконе получит таки свой настоящий «Оскар», когда опять столкнется с зажигательным энтузиазмом Квентина Тарантино. Специалисты вычислили, что «Омерзительная восьмёрка» стала первым вестерном с музыкой Морриконе аж за 34 года. Немудрено, что в итоге академики сдались и дотащили статуэтку «Оскар» до итальянского композитора.
«Омерзительная восьмёрка» оказалась предпоследней кинолентой, где Морриконе отыгрался во всей красе. Следом вышли «Двое во вселенной» все того же Джузеппе Торнаторе. А 6 июля 2020 года великий композитор ушел от нас, оставив посмотреть и послушать более четырех сотен фильмов и сериалов.
Не забудь, что у нас есть много чего почитать о некоторых из этих картин. Например, 6 славных фактов о фильме «Бесславные ублюдки».