Iron Butterfly, «In-A-Gadda-Da-Vida» (1968) — 17:05
Прежде чем говорить, будто 17 минут — невыносимая для слушателя длительность, задумайтесь. За год после выхода одноименного альбома люди купили его в Америке 8 миллионов раз. Только ради одной этой песни, которая занимала всю вторую сторону пластинки! Ассоциации рекорд-индустрии тогда пришлось выдумать новый вид награды — «платиновый диск». Вещь и по сей день почитается не только как классика психодела, но и как архиважный образец первобытного хеви-метала.
The Velvet Underground, «Sister Ray» (1968) — 17:29
В том же году и в той же Америке родилась на свет еще одна 17-минутная композиция, которая прошла совершенно незамеченной, ибо расположилась на втором альбоме коллектива The Velvet Underground, который считался у публики слишком… андеграундным. «Sister Ray» нынче знатный и цитируемый шедевр протопанка с нойзом, который вещал о слишком неприятных, темных и запретных для своего времени темах.
King Crimson, «Lizard» (1970) — 23:25
Прогрессивный рок на максималках — четырехактовый опус «Lizard» занимает всю вторую половину альбома и демонстрирует группу во всех ее возможных тогда режимах и настроениях. Жанрово — от психоделического авангарда до джаза. Почему-то «Lizard» — не самая популярная тема у фанатов King Crimson, и очень зря.
Pink Floyd, «Echoes» (1971) — 23:30
Архивы Pink Floyd отнюдь не обделены длинными вещами. Взять ту же знаменитую «Shine On You Crazy Diamond», которая тянет на все 26 минут, однако разбита на два отдельных сегмента и потому не вписывается в наш список. Зато «Echoes» вписывается как литая. Для хардкорных фанатов группы это ключевой трек, без которого понимания и проникновения в Pink Floyd достичь невозможно. С этой же песней связано самое мощное видео группы, записанное на руинах амфитеатра Помпей.
Mike Oldfield, «Tubular Bells» (1973) — 49:18
Предтеча нью-эйджа и один из символов высокого и популярного одновременно музыкального искусства 70-х. Альбом «Tubular Bells» целиком состоял из единого трека. Для рока тогда это уже не было редкостью, достаточно вспомнить «Thick as a Brick» от Jethro Tull. «Tubular Bells» — самая первая пластинка молодой музыкальной компании Virgin Records, расходилась она поначалу слабенько, пока тему 19-летнего (!) Майка Олдфилда не пристроили в кинохит сезона — хоррор «Экзорцист». Как итог — 15 миллионов проданных на сегодня копий.
Kraftwerk, «Autobahn» (1974) — 22:43
Удивительную музыку слушали люди в те времена. Чисто экспериментальный электронный трек от никому не понятной немецкой группы вдруг стал продаваться (в укороченном виде) по всему миру бешеными темпами. Альбом с полной версией тоже разлетался как горячие пирожки. Считается, что именно с триумфа «Автобана» началась эпоха электронной музыки.
Donna Summer, «Love to Love You Baby» (1975) — 16:49
Еще одна невероятно важная для всей индустрии музыки композиция. В 1975 году Джорджо Мородер, Пит Белотт и молодая неизвестная певица Донна Саммер сообща родили песню, задуманную как ничто ранее не слышанное, — эротичное диско. На закрытой вечеринке глава Casablanca Records завел ее своим гостям, и у них настолько сорвало крышу, что они потребовали ставить ее непрерывно весь вечер. После этого музыкантам сверху спустили приказ — переделать песню так, чтобы она стала как можно более длительной. Мородер, Белотт и Саммер выдали почти 17-минутный вариант. Альбом порвал все чарты и дискотеки, а производители клубной и танцевальной музыки задумались: пора переходить с синглов на длинные миксы и 12-дюймовые EP.
Cerrone, «Love in C Minor» (1976) — 16:10
Одним из первых после успеха Донны Саммер и Мородера подсуетился французский музыкант и продюсер Марк Черроне. «Love in C Minor», 16-минутный пикантный опус в жанре евродиско, стал его первым хитом и без труда разлетелся в количестве трех миллионов копий.
Rush, «2112» (1976) — 20:33
Самое длинное произведение гигантов канадского тяжелого прог-рока. Абсолютно нескучный 20-минутный опус с космическим антуражем в семи частях, который повествует о проблемах антиутопического будущего в нашей Галактике в 2112 году, где после окончания войн запретили музыку.
NOFX, «The Decline» (1999) — 18:21
С прог-рокерами и диско-гуру все ясно. Но существуют ли в природе произведения самого низменного жанра — панк-рока, чтобы у авторов хватило фантазии разыграться на 15-20 минут? Ответ дает культовая американская группа NOFX, которая ошарашила всех 19-минутным однопесенным мини-альбомом. Само собой, манифест о политических и социальных язвах Америки периода Билла Клинтона. Никто не ожидал, будто подобное возможно выжать из скейт-панка.
Напоследок хочется напомнить: не все творческие эксперименты полезны для здоровья. Рок-группы, которые мгновенно стали хуже, изменив привычному стилю.