«Убойный огонек» (Mi gran noche), Испания
Кто не насытился аргентинскими «Дикими историями», может попытать счастья еще с одной легкой абсурдной комедией родом из испаноязычного мира. В «Убойном огоньке» смакуются нелепости, происходящие в процессе мучительных, воистину героических съемок новогоднего огонька для испанского ТВ. Телевизионное оборудование, настойчиво убивающее гостей, наемные киллеры, контрабандный алкоголь на съемочной площадке, спонтанные приступы секса и впадающие в маразм звезды. Местами глупо, но смешно, а где не смешно — там поучительно и до колик в печени похоже на матушку Россию.
«Костяной томагавк» (Bone Tomahawk), США
Свирепый хоррор-вестерн, который из-за присутствия в кадре Курта Рассела начинает казаться зловещим спин-оффом к «Омерзительной восьмерке». Где-то на Диком Западе в пещерах расплодилось племя диких людоедов, для борьбы с которыми собирается команда энтузиастов и наемников. Действие минималистично и неторопливо, но сама идея внедрить кровавую каннибальскую тему в вестерн цепляет и местами оглушает.
«Он никогда не умирал» (He Never Died), США
Угрюмый, немолодой, но брутальный вампир (его играет неожиданный Генри Роллинз) просыпается в своей затхлой квартирке и переживает не самый приятный день: на него наезжают местные бандюги, а потом, что того хуже, ниоткуда возникает 19-летняя девушка, которая оказывается его дочерью и испытывает желание активно вмешаться в жизнь папаши. Следует много разборок (и мужских, и женских), кровь, мордобой на фоне беспросветного мрака. Получился очень взрослый триллер о тоске и бессмертии, сродни недавнему «Только любовники выживут», только без особой романтики. Все так безысходно, сурово и цинично, будто слушаешь какую-то из пластинок генри-роллинзовского Black Flag 1983–1985 годов.
«Прогулка» (The Walk), США
Реконструкция канатопохождений канатоходца Филиппа Пети, который прогулялся по тросу между двумя башнями-близнецами ВТЦ незадолго до их открытия. Включая изложение того, как Пети (его играет Джозеф Гордон-Левитт) вообще до такого опустился. На словах звучит скучно и вовсе не интригует, потому и в прокате фильм встретили вяло. Но на деле картина Роберта Земекиса («Назад в будущее») невероятно позитивна и духоподъемна. Вот прямо так и хочется вскочить с дивана и покорить хоть что-нибудь такое-этакое. Чтоб не обидно потом в кутузку загреметь.
«Зеленый ад» (The Green Inferno), Чили/США
Кино для тех, кто протер до дыр видеокассету с «Адом каннибалов». «Зеленый ад» (сплэттер от создателя «Хостела» Элая Рота) предлагает прелестную тему: активисты экологического движения — студенты и милые студенточки — рванули в джунгли Амазонии, чтоб защитить папуасов от ужасов надвигающейся цивилизации. Ну и нарываются там на дрянные злоключения с рейтингом R: с расчлененкой, каннибализмом и подробностями местной кулинарии. Не фильм, а праздник для тех, у кого аллергия на зеленый эко-активизм!
«Эверест» (Everest), США/Британия/Исландия
Безжалостная драма по мотивам событий того периода, когда Эверест открыли для покорения не только профессионалам альпинизма, но и чересчур отважным любителям. Гора обиделась и даже не подумала простить столь нахальные выходки. В финале есть некий перебор с пафосом и слезоточивостью, но в целом кино так же цепко не отпускает зрителя от экрана, как гора — альпинистов с вершины. И, конечно, жди мужественных рассуждений о том, стоят ли горы того, чтобы в них погибать.
«Убийца» (Sicario), США
Мексика, наркокартели, перестрелки, интриги, предательства и полное непонимание сути происходящего вплоть до самой финальной развязки. Ты можешь многое проигнорировать из этого нашего списка, но точно не «Убийцу»: это штучная и беспощадно меткая работа мастера Дени Вильнёва. У него получилось все, что не получилось у Ридли Скотта в аналогичном «Советнике».
«Голос улиц» (Straight Outta Compton), США
Тот черный фильм, которого в самом деле недоставало на «Оскаре». Экранизация биографии первой гангста-рэповой группы N.W.A., а также ее лидеров: Айса Кьюба, Изи-И и Доктора Дре. Как и любой великий музыкальный биопик, этот замечателен тем, что поразительно живо воспринимается даже в том случае, если сами музыканты и их музыка тебе абсолютно до лампочки. И тут есть полный комплект для славной биографии: от трущоб, наркотиков и стычек с полицией до вытряхивания миллионов из жадных продюсеров. Straight Outta Compton в итоге смотрелся более рок-н-ролльно, чем неудавшийся рокерский сериал «Винил»!
«Визит» (The Visit), США
М. Найт Шьямалан периодически выходит из ментальной комы и вместо высокобюджетных провальных вакханалий возвращается к тому, с чего начинал, — к странным и замысловатым историям в духе «Шестого чувства» и «Таинственного леса». «Визит» — герметичный триллер с простейшей завязкой: двое детей отправляются навестить бабушку и дедушку в далекую красивую глубинку. Любящие бабушка и дедушка с первого дня начинают шокировать детишек неподобающе жутким поведением. Но иногда старческий маразм не то, чем он кажется…
«Орлеан», Россия
Легкий макабрический балаган с Еленой Лядовой, Виктором Сухоруковым и Виталием Хаевым в центре. История о том, как в гротескно-провинциальном русском городе возникает мистический Экзекутор, который и сам слегка не в себе, но пытается учить людей жизни извращенными методами. Местами монотонное, но местами очень даже смешное кино, постоянно порождающее в уме ассоциации с «Мастером и Маргаритой».
«Девушка без комплексов» (Trainwreck), США
Романтические комедии — не тот жанр, к которому MAXIM будет тебя насильно приучать и прививать любовь, но одному такому фильму нашлось в нашем списке место. Во-первых, он смешной. Уже на первых секундах ты услышишь монолог во славу мужской полигамии, выраженный столь четко и экспрессивно, что его бы не постеснялся и Вуди Аллен. Во-вторых, страшненькая, но дикая комедиантка Эми Шумер отжигает здесь крепче, чем большинство парней-комиков нашей эпохи. Впрочем, ее к тому обязывает история: она изображает взбалмошную журналистку, по жизни проповедующую беспорядочные связи и полный отрыв от обязательств.
«Оно» (It Follows), США
Да, этот фильм уже приобрел довольно культовый статус, но в 2015-м прошел почти не заметно. В данном случае перед нами молодежный хоррор классом повыше того, что обычно выходит в данной категории. Сюжет строится на очень смелом и современном предположении, будто существует то ли некое проклятие, то ли монстр, который преследует и изуверски убивает людей, вступивших в половую связь с предыдущим проклятым. Сюжет кажется слегка японским, но нет, это оригинальный во всех смыслах продукт. И не путай его с тем «Оно», который по книге Стивена Кинга про дикого и мерзкого клоуна Пеннивайза.
«Робот по имени Чаппи» (Chappie), США/Мексика
Нил Бломкамп («Район № 9») окончательно превратился в чисто культового режиссера. Зритель ненавидит его фильмы, но охапка фанатиков считают Нила если не гением, то по крайней мере титаном маленькой грязной фантастики. Как минимум, у него есть свой стиль (большая редкость в наши времена), и этот стиль не приемлет компромиссов. «Чаппи» повествует о том, как трущобные панки (главные роли достались группе Die Antwoord) похищают экспериментального боевого робота, но, как обычно бывает, не все идет по плану. Точнее, по плану не идет вообще ничего. Этакий чуть сказочный киберпанк в манере гиперреализма. Лет через десять, может, даже станет классикой жанра.
«Из машины» (Ex Machina), Британия
Сию картину не так легко было пропустить: ей даже достался один «Оскар» (за спецэффекты). Но так как лента камерная и никто в России не восхвалял ее в бесконечных рекламных роликах, то не будет лишним о ней напомнить. Она того стоит! Как и «Чаппи», это киберпанк, и тоже на тему искусственного интеллекта. Однако по другую сторону жанра — по крайней мере, визуально. Картина о том, как создатель играет в кошки-мышки со своим детищем, прекрасной девушкой-андроидом. Но самоуверенность ученого в итоге оказывается неуместной.
«Страшная воля богов» (Kamisama no iu tôri), Япония
Очередное кино не совсем для всех от Такаси Миике, в этот раз с клинически сюрреалистическим сюжетом. На японских школьников высшие силы насылают маленьких кровожадных божеств (среди них даже есть русская матрешка) и смотрят, сможет ли выжить из сотен учеников хоть один — самый хитрющий и шустрый. Море крови, странные шутки, мертвые школьники и аномальные образы и сцены, которые не приснятся и в бредовом сне душевнобольному. Разве что японскому…
«Конец прекрасной эпохи», Россия
Станислав Говорухин замахнулся на святыню российских книголюбов — произведения Сергея Довлатова, точнее, на его собрание новелл «Компромисс». Итог не устроил всех книгочеев, кто-то обвинил Говорухина и его актеров в недостатке легкости и иронии, кому-то недоставало литературных глубин, как обычно. Но на деле «Конец прекрасной эпохи» — теплое развлекательное кино филигранного черно-белого стиля. С живой и легкой атмосферой столицы Эстонии начала брежневской эпохи. Красивые люди подшофе, красивое кино и красивые истории. И без настырного декаданса, которым нам тыкает в лицо каждая вторая кинокартина российского производства. Главный герой, возможно, вышел довольно блеклым, но смотреть фильм стоит хотя бы гениальной сыгранной фигуры его главного редактора.