Тема молодежных криминальных банд — практически беспроигрышная для экранизации. И это вне зависимости от того, в какую аудиторию ты метишь: снимаешь ли обличительную трагедию для кинофестиваля или удалой мусор для НТВ. Самый-самый первый советский звуковой фильм — «Путевка в жизнь» — как раз об этом. 1931 год.
Однако 2019 год кажется немного странным временем, чтобы вдруг вспомнить о том, что где-то в подворотнях да на чердаках шоркаются малолетние бандиты с ножами и огнестрелом. Да еще не в беспокойной республике третьего мира, а в центре сытой теплой Европы. Обычно-то нас в таком кино знакомили с жителями вовсе уж безысходных трущоб, будь то Мексика 50-х («Забытые» Луиса Бунюэля) или Бразилия 70-х («Город Бога» Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд).
Казалось бы, ну родился ты в Неаполе, ну так загорай, мяч пинай, грызи пиццу по ночам в «Плейстейшн» рубись. А то ведь перо в бок воткнут — будет больно, обидно и лечиться дорого.
По большому счету городские дети нашего века уже не настолько прикипели к улицам, как их папы и дедушки. Однако они не вымерли. Посмотри на наших мерзотных АУЕшников. «Пираньи Неаполя» тоже не плод буйной фантазии застрявших в прошлом сценаристов, а экранизация романа Роберто Савиано, того самого писателя, который по молодости тусовался с криминальными кланами, написал про них книгу «Гоморра» и теперь прячется от киллеров — обиженная каморра объявила на него охоту. Вроде пока жив. Писательство не бросает.
Роберто Савиано — как раз тот автор, которому еще можно доверять по части описания преступных итальянских реалий. В экранизации «Пираний Неаполя» они крепко ощущаются: кино напичкано сценами, которые не высосешь из пальца, посиживая дома с кофейком у компьютера. Очень-очень много жизни.
Фильм кипит энергией и событиями. Вот шпана, которой едва исполнилось пятнадцать, с азартной жадностью глазеет на витрины часового бутика, вслух наперебой мечтая, что, когда вырастут, наверное, смогут себе такое позволить. Однако вырастать долго, скучно, лениво, так что они нахраписто грабят магазин как настоящие взрослые. Впопыхах только забыли спросить, кто крышует магазины на этой торговой улочке. И дальше несется вольная итальянская чехарда со стрельбой, наркотой, ночными клубами, продажными девицами, криминальными донами и вражескими малолетками из соседних районов.
Такие вещи нельзя снимать скучно, это было бы преступлением похуже убийства. Режиссер Клаудио Джованнези хорошо это понимал, потому бьет без промаха и не вязнет в созерцаниях и нравоучениях. Герой его фильма Никола — на редкость сообразительный, инициативный подросток. Из него бы вырос преуспевающий генеральный менеджер какой-нибудь сети салонов мобильной связи. Вместо этого Никола умудряется заняться дележом криминальной власти с такой наглостью, что даже взрослые бандюганы оторопели. Да еще параллельно крутит бурный роман, как и полагается истинному южному итальянцу.
Говоря о такого рода фильмах, вечно подмывает заметить, что перед нами история о взрослении. «Пираньи Неаполя», пожалуй, не совсем об этом — скорее, это сага о стремительном карьерном росте. Сродни карьерному лифту Майкла Корлеоне в «Крестном отце», только с гораздо более низкой отправной точкой.
Вряд ли фильм Джованнези отучит тебя быть малолетним бандитом. Наоборот, местами создается ощущение, что ты смотришь увлекательные курсы профессионального тренинга. Страшная расплата наверняка когда-нибудь наступит, но до нее еще дорасти надо.
Пираньи Неаполя, La paranza dei bambini, 2019, Италия. Режиссер: Клаудио Джованнези. В главных ролях: Франческо Ди Наполи, Вивиана Апреа, Маттиа Пиано Дель Бальцо. В российском прокате с 25 апреля 2019 года.
Все, что нужно знать про самые актуальные и интересные движущиеся картинки со звуком и сюжетом! На telegram-канале MAXIM: Кино и сериалы