Мама-псих выходит из тюрьмы и начинает воровать дочку у бабушки-психа. Вот что бывает, когда до ближайшего семейного психоаналитика — две недели по болотам. А то бы его убили тоже.
Кирилл, первый фильм «Папа, сдохни» ты снял в 29 лет. «Оторви и выбрось» выходит, когда тебе 32. На площадке взрослые люди — Анна Михалкова, Ольга Лапшина, Как ими управлять, если ты юный на фоне авторитетов, а сам фильм — тотальное бесчинство?
Нет такой проблемы, ведь актеры прочитали сценарий, знали, на что шли. Да и не так молод я по меркам современного мира: Ксавье Долан выстрелил в двадцать лет. Кажется, и мне надо было раньше начинать снимать!
Есть категория инфантильных фильмов, которые надо снимать молодым. Потратить два года жизни на фильмы вроде «Зловещие мертвецы» или «Живую мертвечину», будучи взрослым человеком, сложно. Ты сто раз подумаешь, прежде чем ввязываться в такое приключение. А в двадцать лет — полный восторг. Поздний вход в профессию лишает нас чистого и незатейливого кино.
Завидно! Мы-то и в пятьдесят ничего не сняли. Как ты заполучил этот шанс?
Давным-давно продюсер комедии «Страна ОЗ» Софико Кикнавелидзе прочитала мой сценарий «Папа, сдохни» и решила, что этот фильм будет логичным продолжением взятого курса. Та же территория юмора и провокаций. Мы ударили по рукам, подали заявку в Минкульт и получили добро. И это для всех был сюрприз.
Так ведь «Страна ОЗ» или Балабанов — это комедии о российской чернухе, и они жуткие. Твои же при всей жестокости совсем не чернушные.
Я прикладываю для этого огромные усилия. В глубинах своих фильм затрагивает массу болезненных тем, но по форме он должен оставаться развлекательным, чтобы люди выходили с сеанса с приподнятым настроением. Через юмор и иронию в фильме мы получаем возможность переработать собственные травмы. В этом и кроется гуманистический посыл кино!
А ты не боишься показывать свои фильмы родителям?
Я их постепенно приучал. Подбрасывал маме всякие корейские триллеры, хорроры. Так что они заранее понимали, к чему я в итоге приду.
И фильмы Питера Джексона с Сэмом Рейми?
Да я оттуда родом! Помню волшебное время проката VHS-кассет. Когда у тебя нет источников информации, никаких рейтингов, рецензий, рекомендаций, комментариев, твой источник — это продавец в магазине или ларьке. И ты в итоге покупаешь все.
Тогда ты смотрел кино на свой страх и риск, пытаясь понять, нравится тебе или нет, хорошее кино или плохое, искусство или не пойми что. Ты все детство растешь на кинофильмах Чака Норриса, считаешь это лучшими фильмами на планете и только много лет спустя узнаешь, что все считали это трешем и помоями. А ведь для тебя Джармуш и Норрис были одинаково хороши. Так формируется твой собственный вкус.
Считается, что рассвет хоррора во многом случился из-за того, что мастера спецэффектов научились нормально делать расчлененку и кровищу. Однако в России это искусство всегда было недоразвито. Были проблемы со спецэффектами на съемках твоих фильмов?
У нас индустрия последние годы развивалась стремительно. Но все равно мы постоянно с чем-то сталкиваемся впервые. Когда потребовалось сотворить двухметровый фонтан крови, они собрали довольно хитрую установку из пивных кеглей, которая под высоким давлением подавала кровь. Специально разработали конструкцию для фильма! Пока что каждая задача — придумывание с нуля и изобретение велосипеда. Но это же очень интересно! А если совсем тупик, то смотрим закулисные съемки иностранных фильмов.
О чем был фильм «Оторви и выбрось» на стадии сценария? И о чем в итоге получился?
Все получилось практически так, как и задумывалось с самого начала. Только два года назад все казалось художественным преувеличением, гротеском. Все-таки это жанр, краски нарочито сгущались. А через пару лет история о том, как потеря диалога и отсутствие коммуникации приводит к насилию, вдруг зазвучала актуальнее. Многократно актуальнее. Видимо, потому, что старался работать искренне, анализировал действительность.
А как же с полицией, которую теперь якобы нельзя обижать в российских фильмах? У тебя же их упырями обзывают! Проблем не было?
Я такого не слышал. Ну и раз нас поддержало Министерство культуры, то ответ очевиден. Вообще, есть у меня претензия к части русского кино: бывает, смотришь фильм, и такое ощущение, что это не реальная страна, а параллельное лубочное измерение. Хочется, чтобы даже развлекательное и комедийное кино затрагивало ту реальность, в которой ты живешь, и помогало людям оценить, где они находятся.
«Оторви и выбрось» решили сразу пустить в широкий прокат? У фильма «Папа, сдохни», кажется, трудная судьба была.
В широкий. С первым же была странная история. Мы сперва полностью провалились. Люди даже внутри индустрии о фильме не слышали. Я думал, что на этом моя карьера закончилась. А потом фильм попал на международные фестивали и случился взрыв попросту. Картина стала суперкруто продаваться, была закуплена более чем для тридцати стран. И вот год спустя у нее уже рейтинг 97% на киносайте Rotten Tomatoes (он там зовется Why Don't You Just Die! — Прим. ред.). Через год слава о фильме пришла в Россию, критики снова стали про него писать.
MAXIM про него написал сразу и хорошо!
Его в итоге стали смотреть в Интернете. Кто-то додумался, и целый фильм бесплатно выложил в YouTube. Его там за несколько недель поглядело больше миллиона человек. И он стал, ну…
…культовым. То есть ты признаешь, что от пиратов бывает иногда польза?
Мне сложно винить пиратов. У меня пиратское образование! Если бы не пиратство в девяностые, я бы не снимал все эти фильмы. Если бы не пиратство в начале нулевых, я бы, будучи еще школьником, не скачал программу для видеомонтажа из чистого любопытства.
Пиратство — огромная экономическая проблема и сильно мешает зарабатывать на кино. Однако мое становление как режиссера началось с огромного бесплатного доступа к фильмам. Хотя сейчас появились платформы и онлайн-кинотеатры, это удобный способ уйти от пиратства. Подписка — отличное изобретение, чтобы не покупать каждый диск за шестьсот рублей.
А новый фильм полностью понятен иностранцам?
Он более национальный. Здесь куда более характерная история. «Папа, сдохни» был больше комедией положений. «Оторви и выбрось» тоже почти канонический роуд-муви, даже циклоп в наличии.
Не, у иностранцев сразу возникают вопросы. «Почему Оля после четырех лет тюрьмы первым делом, когда ей нужна помощь, возвращается к своему бывшему — абьюзеру? Как так может быть, он же ее обижал?». Там гораздо более эмансипированное общество. Развитой либеральный менталитет. Для них такое — повод для недоумения, а для нас — норма жизни: «А к кому еще идти? Этого мужика я хотя бы знаю!»
Последнее. Расскажи что-нибудь интересное про Анну Михалкову.
Надо отдать должное ее смелости и дерзости. Такого раньше она не делала. В таком жанре не работала. Я же ей сперва предложил роль надзирателя (надзирателя тюрьмы в итоге сыграла Ольга Лапшина. — MAXIM). А она прочитала сценарий и заявила, что хочет играть бабушку. Я возражаю: «Ты молодая, красивая, какая к черту бабушка!» А Михалкова: «Плевать, делайте со мной что хотите!»
Я выдвинул два условия: мы ее сильно обезобразим и ей придется многое вытерпеть. И она с азартом всему этому отдалась. Несколько смен лежала в мокрой канаве. Одну смену — посреди дороги лицом в луже крови. Все перетерпела. И все остальные тоже. Фантастика.
Остроумная и семейная комедия «Оторви и выбрось» с перестрелками и поножовщиной в российском прокате с 21 апреля 2022 года. В ролях — Анна Михалкова, Виктория Короткова, Софья Кругова, Александр Яценко и Ольга Лапшина. Режиссер и автор сценария — Кирилл Соколов.
И да, всего-то 16+, то есть можно приходить со своим спиногрызом, пусть научится уму-разуму.