Ходят слухи, что ты участвовал в написании сценария больше, чем любой другой режиссер в любом другом фильме бондианы.
Это была вынужденная мера. В фильмах о Бонде всегда много опасных трюков, и «Не время умирать» — не исключение. Нам важно было подготовить все для съемки этих трюков, чтобы на самих съемках никто не пострадал, а для этого их нужно было прописать в сценарии сильно заранее. Так я оказался в числе сценаристов.
То есть Бонда опять изрядно помотает, а по сюжету картины он ведь уже устал от шпионажа и пять лет как отдыхает после «Спектра».
Все так.
Напрашивается параллель с Дэниелом Крейгом, который тоже отдыхает от «Бонда» и грозится уволиться с франшизы.
На самом деле Джеймс Бонд пытается уволиться со времен «Скайфолла» и «Кванта милосердия». В нашу постпостмодернистскую эпоху, эпоху после холодной войны, привычные представления о войне и политическом убийстве тоже подвергаются переоценке. Поэтому его — Бонда, а не Крейга — тяготит роль убийцы, это теперь выбивается из культурной нормы.
К вопросу о культурной норме. В России не очень нормально называть детей Люциферами, но фамилия Сафин у нас не редкость. Судя по всему, традиция русского происхождения злодея на этот раз соблюдена?
(Смеется.) Я не могу раскрыть такого рода деталей, не впадая в спойлеры. Но могу, пожалуй, признаться, что Люцифер Сафин имеет восточно-европейское происхождение.
А это правда, что, согласно первоначальной твоей идее, действие происходило в голове у Бонда?
Да, в прошлом фильме Бонду делают инъекцию, чтобы лишить памяти. И моя идея была такой: все происходящее до второго акта включительно в «Нет времени умирать» было его галлюцинацией.
Бонд теперь, в Metoo-эру, более галантный, чем в своих прошлых воплощениях циничного сердцееда?
Никто не подходил к нам и не говорил: «А ну-ка, добавьте сюда феминизма!» Но Барбара Брокколи, одна из самых успешных продюсеров современности и глава Eon Productions, давно и осознанно относилась к задаче выдернуть Бонда из 50-х годов и сделать его актуальным для XXI века. Таким образом, этот тренд продолжается гораздо больший период, чем Meetoo-эра. А в контексте последних событий невозможно быть невосприимчивым к стереотипам, с которыми этот герой ассоциируется. Так что да, мы учитывали это при работе над сценарием. Например, по инициативе Барбары появилась агент 00.
А вот «Пикантные факты и фото француженки Леа Сейду — главной девушки Бонда в „Не время умирать“».
А ты не добавил своего опыта в то, как герой обращается с женщинами?
Те параноидальные, сложные отношения, которые у меня были в последнее время, точно имеют много общего с непростыми историями Бонда в этом фильме. Хотя мне далеко до его сногсшибательности.
Ты сказал, что действие фильма разворачивается в условиях «асимметричной войны». Что это значит?
В наше время уже нет старых добрых позиционных войн с понятной линией фронта. Вместо них ведутся прокси-войны, гибридные войны, и задачи секретных служб и разведывательных структур становятся более сложными: теперь гораздо труднее понять, кто стоит за тем или иным событием. И вот в таких условиях нашему шпиону приходится работать.
Я правильно понимаю, что сюжет фильма зависит от того, каких актеров вам удалось привлечь?
Да, мы приступили к сценарию только тогда, когда договорились со всеми актерами. В этом фильме нами двигало желание собрать как можно больше героев из предыдущих четырех картин. Таким образом, он становится настоящим завершением этого цикла.
Когда ты говоришь «завершением», это означает завершение бондианы с участием Дэниела Крейга?
Да.
Это уже решенное дело, что Крейг больше не сыграет Бонда?
Ну, он сам об этом говорит.
Но он говорил это и после «Спектра».
Я знаю.
Среди фанатов ходят слухи, что Бонда могут убить в этом фильме. Его вообще могут убить когда-либо?
Ну нет, такого мы никогда не сделаем.
Фото: Legion Media, Getty Images