1920-1930-е годы: короткие стрижки и брови-ниточки
Трудно говорить о стандартах красоты в стране, население которой только-только научилось пользоваться мылом, а доступ к горячей воде имеет в основном по праздникам. Главным требованием к красоте в таких условиях должно быть отсутствие на одежде пятен. Однако представления о том, как должна выглядеть женщина, все же имелись. С большой натяжкой их можно назвать стандартами красоты, но тем не менее.
Начнем с того, что партия не одобряла любовь к украшательству, поэтому девушки почти не пользовались косметикой. Комсомолок, которые надевали короткие юбки и румянили щеки, стыдили на собраниях: приличная женщина должна думать о классовой борьбе, а не о глупостях. Передовицы писали, что «штукатурить физиономию, мазать губы и брови, прыскаться острыми духами, надевать чулки пофасонистее, сапоги обязательно с ударным блеском — это уже заскок за границу мещанства».
Зато волосы стригли все. Во-первых, короткая стрижка противопоставлялась старорежимным косам. Во-вторых, она была куда удобнее для работы на заводе, чем длинные волосы. В-третьих, коррелировала с западной модой, всеми этими «бубикопфами» и «чарльстонами».
Что типично для послевоенного времени, худоба была тоже не в моде. Ценилась плодовитая полнота. Идеальная женщина тех лет — крупная, сильная ударница производства.
В 30-е годы девушки с округлыми формами по-прежнему дают фору хрупким конкуренткам. С одобрения партии на лица женщин возвращается косметика, которая говорит о «росте культурного уровня» советских дам. Вдобавок барышни повально красятся в блонд и рисуют вместо бровей тоненькие ниточки. Западная мода пришла в Советы через советских актрис: все хотели быть похожими на Любовь Орлову, которую, в свою очередь, вдохновляли Грета Гарбо, Марлен Дитрих и Джин Харлоу.
1950-е годы: простая одежда прямого кроя
В первые годы после войны о красоте тела никто не думал. Сотни тысяч советских граждан страдали от дистрофии. Историк моды Вэган Мертанен в книге «Советская красота. 1917-1991» пишет, что в первой половине 1950-х сказать женщине, что она пополнела, означало сделать комплимент.
Страна нуждалась в плотных, крепких девушках, которые произведут на свет новые поколения, поднимут целину, запустят заводы. Так что пропаганда продолжала культивировать образ советской труженицы. Фабричная рабочая в платке, в пиджаке поверх платья, без следов косметики — такой была женщина в СССР 50-х. Однако со смертью Сталина в 1953 году старые стереотипы посыпались как карточный домик.
Середина 1950-х — середина 1960-х годов: new look, мода на стройность и узкие платья
В 1956 году из-за рубежа до СССР дотянулся Диор. То есть не буквально, конечно, а в переносном смысле. На экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», где Людмила Гурченко исполняла песню «Пять минут» в платье с диоровским силуэтом new look. Теперь девушки хотят носить наряды, которые подчеркивают талию. Началась борьба за мужское внимание, поскольку конкуренция в послевоенные годы была прямо-таки беспощадная.
Вдобавок пришла мода на худобу. Не последнюю роль в этом сыграла британская супермодель Твигги, о комплекции которой красноречиво говорит ее псевдоним (от англ. twig — «тростинка»). В СССР, впрочем, была своя Твигги — Надежда Румянцева, сыгравшая главную роль в фильме «Девчата» 1961 года. Дух эпохи вознес на пьедестал «символического ребенка», и советские дамы в погоде за модными параметрами садятся на диету.
Образцами для подражания в эти годы были Наталья Варлей, Наталья Фатеева, Наталья Селезнева. Все мечтали о таком же платье, такой же прическе и таком же широком белом ободке, как у героини Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке».
70-е годы: голубые тени, стрелки, брюки клеш
Если поставить рядом трех культовых киногероинь этого десятилетия — Зину из «Иван Васильевич меняет профессию», Надю из «Иронии судьбы» и Людмилу Калугину из «Служебного романа» в день её радикального преображения, можно заметить, что, невзирая на разницу положений, эти гражданки носят совершенно одинаковый макияж. Обведенный контур губ, стрелки и голубые тени — три главных тренда эпохи. Если в кино требовалось показать модницу, то красили ее именно таким образом. Голубой, кстати, советские дамы брали не по своей воле, а потому, что его легче всего было достать.
На Западе расцветают две субкультуры: хиппи и панк. В моду входят брюки-клеш, вязаные, растянутые свитеры, водолазки-лапша, батники, жилеты, блейзеры (клубные пиджаки), повязки на лоб, сарафаны-макси. Ничего этого в СССР, конечно, не достать, так что женщины садятся за швейные машинки. Мода на худобу тем временем продолжила набирать силу.
1980-е: перламутр, джинсы, огромные плечи
Наконец, в 1980-е железный занавес упал и мода стала развиваться беспорядочно, хаотично. В киосках появились зарубежные журналы, а по телевизору стали крутить иностранные сериалы. Женщины с изумлением узнают, что мир смотрит на красоту под другим углом. Теперь главный девиз всех советских модниц — «все должно быть ярко».
Вошли в моду огромные плечи, как у Елены Яковлевой в «Интердевочке». В джинсы облачились даже самые отсталые слои населения («Самая обаятельная и привлекательная»). Всё, что удавалось добыть в огромных очередях — лаки, тени, помады всех немыслимых цветов, но обязательно перламутровые, — всё это становилось предметом гордости и наносилось на лицо щедрыми мазками.
Наконец, в эти годы прочно закрепилась мода на худобу. Красавица 80-х — безукоризненно стройная, яркая, самоуверенная женщина.