Виталий Беликов сотрудничает с Яндекс Такси с 2018 года.
Кем вы работали до того, как стали таксистом?
Я отучился в специализированной школе для глухих и слабослышащих в Москве и поступил в медицинское училище на зуботехника. Потом произошел несчастный случай — в 19 лет в качестве пассажира я попал в аварию, у меня была серьезная травма, поэтому учебу пришлось оставить и пойти работать. В то время слабослышащим работу найти было сложно, поэтому первое время я подрабатывал дворником, затем стал разнорабочим.
Еще чуть позже я женился, и мы с женой открыли собственный магазин по продаже одежды. Но покупателей было не очень много, поэтому параллельно я решил устроиться столяром, проработал примерно год.
В 2018 году друг предложил мне попробовать работу в такси. Сначала я думал, что долго не задержусь, но я стал хорошо зарабатывать и остался. Сначала купил машину для тарифа «Комфорт+», потом приобрел Mercedes-Benz и перешел на тариф «Бизнес». Получается, я уже 6 лет работаю в такси. Эта работа для меня — спасение, так как я могу сидеть за рулем и зарабатывать приличные деньги. После аварии я хромаю на одну ногу, нужно делать операцию, устанавливать протез, это стоит больших денег, а мне нужно кормить большую семью, так как сыновья еще не встали на ноги.
Что это была за авария? Вы были пассажиром?
Это было почти 30 лет назад, мне тогда было 18, я ехал с другом с рыбалки. Был на пассажирском сиденье и не пристегнулся. Мы перелетели через мост на большой скорости. Это было ночью, дорогу почти не было видно. Получилось так, что я вылетел из машины, упал на землю, а машина придавила меня. У меня был открытый перелом таза. Друг, который сидел за рулем, сломал позвоночник.
Это ошибка молодости, сейчас я не гоняю и всегда пристегиваюсь.
Не пропустите! Откровения московского таксиста: о клиентах, чаевых и поисках Останкинской башни.
Вы упомянули семью. Расскажете подробнее?
У нас с супругой трое сыновей: старшему уже 21 год, среднему — 20 лет, а младшему — 15. Старший сын учится в РГСУ и тоже сотрудничает с Яндексом, работает курьером в Доставке. Средний сын учится в МГТУ им. Баумана, он тоже хочет стать водителем такси, но у него пока недостаточно опыта вождения. А младший пока учится в школе. Дети, как и жена, тоже слабослышащие.
Почему вам нравится быть таксистом?
Мне нравится работать в такси, потому что это позволяет встречать интересных людей и видеть новые места. Я люблю наблюдать за тем, как меняется город, в котором я живу.
Когда вы только пришли в сферу такси, были ли у вас дополнительные тесты? Как происходил процесс трудоустройства?
Нет, ничего подобного не было. У меня был друг, который знает русский жестовый язык, он мне подсказывал на первом этапе. В приложении для водителей все понятно, поэтому я сразу сориентировался, как им пользоваться.
Правда ли, что у вас, как и у любого водителя такси, есть свой бизнес, а такси — это для души?
Нет, у меня сейчас нет другого бизнеса. У меня только одна работа, других нет.
А как к вам обычно относятся пассажиры? Как реагируют, когда они узнают, что вы не слышите?
Люди относятся с пониманием. Я вожу плавно и уверенно, поэтому пассажиры в благодарность за безопасную поездку оставляют чаевые. Кроме того, я всегда внимательно считываю настроение пассажира — если он чем-то недоволен, то стараюсь понять, что случилось и удовлетворить запрос. Бывает, видно, что человеку трудно дышать, тогда я предлагаю воду.
При назначении заказа приложение присылает уведомление пассажиру, что к нему приедет водитель с нарушением слуха. Большинство реагирует спокойно, когда узнают, что я не слышу, проблем нет.
Что вас раздражает в пассажирах?
Бывают такое, что пассажиры не платят за поездку, поэтому я не люблю оплату наличными.
Изредка встречаются пьяные пассажиры, К ним я отношусь спокойно. Больше негатива по отношению к тем, кто не оплачивает проезд. Чаще всего «безбилетники» мне попадаются первого числа каждого месяца. Уникальная какая-то дата.
Попадаются ли те, кто знает русский жестовый язык?
Да, есть такие. Зачастую это те, у кого родители с нарушением слуха. Чаще всего люди используют жест «Спасибо». Я думаю, что этот жест знают многие, потому что в приложении в конце поездки с глухим водителем отображается видео, которое показывает, как поблагодарить за поездку на жестовом языке.
А что самое положительное в поездках? Расскажите какую-нибудь хорошую историю.
Бывает, что пассажиры садятся с животными, с собакой, а я очень люблю собак. Бывает, что мой пассажир — только собака. Человек сажает ее и говорит: «Передайте ее, пожалуйста, хозяину, он будет вас ждать». Собаки обычно ведут себя спокойно, я привожу их и отдаю хозяевам.
И еще! Невероятные истории, рассказанные таксистами.
С какими основными трудностями сталкиваетесь на дороге?
Бывает, что я, например, получаю дальний заказ в Подмосковье, это не очень удобно, так как дороги не везде хорошие и машина может застрять. Иногда, чтобы подъехать к пассажиру, нужно делать долгий разворот со съездами, тогда я задерживаюсь и пассажиры бывают недовольны. Еще в центре города порой бывают проблемы с геолокацией, это тоже усложняет работу.
Как к вам относятся сотрудники ГИБДД? Были ли какие-то конфликтные ситуации
Конфликтов никогда не было. Просто проверяют документы и отпускают. Сотрудники полиции проводят рейды, проверяют, не ездят ли наркоманы. Я открываю задние окна, они видят, что салон пустой, и отпускают. Это в основном происходит по ночам.
Что нужно знать пассажирам, когда они садятся в машину к водителю с нарушением слуха?
Самое главное — быть вежливым и спокойным, не переживать. Я просто профессионально выполняю свою работу — везу пассажиров в точку назначения.